В России ужесточаются правила обзвона и СМС-рассылки. Под запрет попадают массовые звонки, если абонент не дал своего согласия на их получение. Разберёмся, какие нормы уже действуют, что появится нового, и как всё это связано с крупными штрафами за нарушение закона о рекламе.
Что изменилось в законах
С 1 июня текущего года начал действовать закон, который неофициально называют «закон о спам-звонках» или «закон о рекламе по телефону» – № 41‑ФЗ от 01.04.2025. Такое название весьма условно, ведь назначение документа гораздо шире. Он вносит поправки в несколько действующих законов: о связи, об информации, о банках, о защите прав потребителей, об отмывании преступных доходов и другие. И ограничение на массовые звонки – лишь небольшая часть новшеств.
Одна из целей закона – защитить граждан от телефонного мошенничества, а также от навязчивой и недостоверной информации. Старые правила не позволяли эффективно пресекать такие действия. Например, сложно было установить, кто именно инициировал звонок. Закон № 41-ФЗ вводит не только новые запреты, но и механизмы, которые делают источник вызова прозрачным, а также технические гарантии для защиты граждан.
Рекламные звонки без предварительного согласия абонента в России запрещены и сейчас – это прописано в ст. 18 закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Новый закон № 41‑ФЗ вводит более жёсткий режим регулирования именно массовых звонков. Причём в рамках закона о связи от 07.07.2003 № 126-ФЗ, а не о рекламе. То есть без согласия будут запрещены массовые обзвоны и рассылки не только в рекламных, но и в других целях. Например, для информирования.
Новые правила
С 1 сентября 2025 года совершать массовые звонки и рассылки можно будет исключительно после получения предварительного согласия абонента. Оно должно быть выражено в действиях, которые однозначно идентифицируют человека и позволяют установить его волеизъявление.
Если компания инициирует массовый вызов, она должна суметь доказать, что согласие действительно было получено. Иначе будет считаться, что эти действия незаконны. Исключения составляют вызовы по инициативе государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также иных лиц, перечень которых установит Правительство РФ.
Заказчик массового обзвона предварительно должен заключить договор с оператором связи абонента.
Абонент может отказаться от получения массовых звонков, не дожидаясь, пока ему начнут звонить. Ему нужно лишь направить оператору отказ, после чего оператор обязан прекратить массовые звонки. Аналогичное правило предусмотрено и для СМС-рассылок.
Кроме того, вводится маркировка телефонных вызовов. Если звонок исходит от организации или ИП, пользователь на своём телефоне сразу увидит информацию об абоненте. Сроки, порядок, состав и формат передачи таких сведений установит Правительство РФ.
Подробнее: Кто в ответе за недобросовестного контрагента
За что могут оштрафовать
Ответственность за распространение рекламы с нарушением требований, связанных с использованием телефонной связи, предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ. Она была ужесточена в прошлом году законом от 06.04.2024 № 78‑ФЗ.
Согласно п. 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ, за нарушение установленных требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, может грозить такой штраф:
- гражданам – от 10 000 до 20 000 рублей;
- ИП и должностным лицам – от 20 000 до 100 000 рублей;
- юридическим лицам – от 300 000 до 1 000 000 рублей.
Если кредитная организация или МФО нарушит правила рекламы кредитов и займов, штраф будет выше:
- для должностных лиц – от 40 000 до 100 000 рублей;
- для юридических лиц – от 600 000 до 1 600 000 рублей.
Такие штрафы за спам-звонки грозят бизнесу за рекламу без согласия получателя.
Подробнее: Налоговые проверки
Какие ещё новшества вводит закон
Создание государственной информационной системы. Специальная система противодействия правонарушениям с применением информационных и коммуникационных технологий (ГИС ППИТ) будет централизованно отслеживать и блокировать незаконные схемы, включая телефонное мошенничество.
Создание базы нарушителей. ГИС ППИТ будет вести реестр лиц, совершивших противоправные действия с использованием сетей связи, включая базу «мошеннических» абонентских номеров. Это позволит быстрее выявлять и блокировать повторные попытки обмана с тех же номеров.
Запрет иностранных мессенджеров. Некоторым организациям запрещено информировать граждан и общаться с клиентами с помощью иностранных мессенджеров. Под действие закона попадают банки, операторы связи, маркетплейсы, госкорпорации, органы власти и другие субъекты.
Запрет на передачу номеров третьим лицам. Абонентам-физлицам и пользователям корпоративной связи запрещается передавать свои номера посторонним лицам. Исключение: члены семьи, близкие родственники и иные лица из перечня Правительство РФ. За неправомерное использование переданного номера ответственность будет нести сам абонент.
Ограничения на виртуальные АТС и терминалы. Вводится запрет на использование абонентских терминалов пропуска трафика и виртуальных АТС с нарушением установленных требований. Это направлено против распространённой схемы мошенников, которые используют подставные номера для обмана граждан.
Подведём итоги
- Запрет на рекламные звонки и сообщения без согласия абонента действовал и до закона 41-ФЗ. Но этот закон ввёл аналогичное правило для массовых и автоматических обзвонов и рассылок, причём не обязательно связанных с рекламой.
- Из-за нового механизма отказа абонента от звонков через оператора бизнес может столкнуться с сокращением базы потенциальных клиентов. Вероятно, желающих воспользоваться таким отказом будет немало.
- Если компания практикует обзвон и массовое информирование, нужно убедиться, что все физические лица дали на это явное согласие.
- Уже сейчас стоит обсудить с оператором передачу данных для маркировки звонков. А также пересмотреть процессы массовых обзвонов с учётом новых технических требований.
- Ответственность за спам-звонки в рекламных целях без согласия абонента выражается в новых высоких штрафах – до 1 млн рублей для организаций и до 100 тысяч рублей для ИП.
Месяц бухгалтерского обслуживания в подарок
Мы не гарантируем бесплатных ответов по сложным кейсам.