Новый вариант УСН: Автоматизированная система налогообложения

О том, что власти разрабатывают новый вариант налогообложения для малого бизнеса, известно уже давно. В некоторых крупных СМИ новый режим подаётся как спасение от бесконечных отчётов и расходов на бухобслуживание, ведь функции по расчёту налогов передаются самой ФНС.

Похожий порядок налогообложения уже сейчас реализован с самозанятыми. Здесь всё предельно просто: надо только указать в личном кабинете полученный доход и оплатить выставленную сумму налога. ФНС считает, что эксперимент с плательщиками НПД реализован весьма удачно. С начала действия этого режима самозанятые зарегистрировали доходы на 620 млрд рублей и заплатили более 20 млрд рублей налога.

Новый вариант УСН для бизнеса, который уже получил рабочее название «Автоматизированная упрощённая система налогообложения», в чём-то похож на режим самозанятых. Однако основан он будет на упрощённой системе, поэтому все изменения вносятся в главу 26.2 НК РФ.

На данный момент нововведения по АУСН рассматриваются в виде проектов. Один из них (№ 875583-7) уже зарегистрирован на портале правовых актов и ожидает второго чтения в Госдуме. Со вторым проектом можно ознакомиться в виде отдельного файла.

Мы разобрались в том, что представляет собой АУСН, и убедились, что это действительно совершенно новый режим со своими плюсами и минусами.

Принцип работы АУСН

Основная особенность автоматизированной системы налогообложения следует из её названия: налог будет рассчитываться автоматически, с минимальным участием налогоплательщика. Данные для расчёта ФНС получит из отчётов кассовых аппаратов и выписок по расчётному счёту.

Работники будут получать зарплату только безналичным путем через определённые банки. Банк же станет удерживать и перечислять НДФЛ с выплат работнику, по сути, выступая налоговым агентом (хотя формально этот статус ему не передаётся).

Но такая кажущаяся простота автоматизированной системы налогообложения имеет обратную сторону – полную прозрачность деятельности налогоплательщика. И если с самозанятыми в этом смысле довольно просто, то в бизнесе всё не так однозначно.

Как минимум, переход на АУСН может вызвать массу споров с ИФНС по корректности расчёта налогов. Тем более, что будут учитываться не только полученные доходы, но и расходы, а по ним и сейчас существуют многочисленные разногласия бизнеса и ФНС.

А главное, автоматизированная система налогообложения не отменяет камеральных проверок и штрафов за не декларированный доход. По сути, АУСН освобождает бизнес только от сдачи декларации и пары отчётов, но при этом общая нагрузка по администрированию налога может даже увеличиться. Ведь придётся вести личный кабинет налогоплательщика, где указывать доходы и расходы.

Что касается отчётов по работникам, то некоторые из них отменят, но зато введут для банков, которые будут перечислять зарплату и удерживать НДФЛ. Так что экономия на бухобслуживании при наличии работников окажется мнимой.

Какие налоги и взносы платят на АУСН

Не секрет, что главная мотивация при выборе льготного режима – это снижение налоговой нагрузки на бизнес. В этом смысле на АУСН не всё так радужно.

Налоговый период для этого режима составляет не календарный год, а всего лишь месяц. В течение 15 дней после окончания отчётного месяца ФНС направляет налогоплательщику уведомление с суммой налога. Перечислить его надо не позже 25-го числа, то есть на уплату налога даётся только 10 календарных дней.

Причём сама функция по перечислению налога передаётся уполномоченному банку, который тоже получает уведомление от ФНС. А налогоплательщик обязан обеспечить наличие нужной суммы на расчётном счёте.

Предложенные налоговые ставки такие же, как и для повышенных лимитов на УСН, то есть:

  • 8% на объекте «Доходы»;
  • 20% на объекте «Доходы минус расходы».

Да, на АУСН тоже предполагается два разных объекта налогообложения, как и на обычной упрощёнке. Хотя изначально планировалось, что новый режим будет вводиться только для варианта «Доходы».

Для объекта «Доходы минус расходы» установлен также минимальный налог. Но в отличие от УСН, ставка составляет не 1%, а 3% от полученных доходов. Если получены убытки, их можно переносить на следующие налоговые периоды.

На АУСН не будут взиматься следующие налоги (но с многочисленными исключениями):

  • НДС;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль;
  • налог на имущество.

Если организация или индивидуальный предприниматель платит торговый сбор, ФНС сама вычтет необходимую сумму сбора из налога.

Со взносами за работников и ИП за себя ситуация получше – для них предусмотрены нулевые ставки. Есть только одно исключение: в ФСС по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний работодатель будет платить фиксированную сумму в 2040 рублей в год, независимо от количества работников (забегая вперёд, отметим, что на АУСН можно нанимать не более 5 человек).

Бесплатная консультация по налогам

Кто сможет работать на АУСН

Ограничений для применения автоматизированной системы налогообложения немало, их даже больше, чем на обычной УСН.

Во-первых, АУСН запускается в виде эксперимента в пилотных регионах: Москва и область, Калужская область, Татарстан. Срок его проведения – с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года, в течение которого новый режим могут распространить на другие регионы РФ.

Во-вторых, на АУСН установлены сниженные лимиты по доходам и численности работников:

  • не более 60 млн рублей в год;
  • не более 5 человек.

Однако ограничение, связанное с остаточной стоимостью основных средств, оставили без изменений, то есть в размере 150 млн рублей.

В-третьих, работать на АУСН не смогут организации, имеющие обособленные представительства и филиалы (на УСН запрет установлен только для филиалов).

В-четвёртых, АУСН не применяется для следующих видов деятельности:

  • кредитные организации и МФО;
  • некоммерческие, казённые, бюджетные организации;
  • унитарные предприятия;
  • страховщики и ломбарды;
  • негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • производство подакцизных товаров, за исключением виноматериалов из винограда собственного производства;
  • добыча и реализация полезных ископаемых, за исключением общераспространённых;
  • организация и проведение азартных игр;
  • частные нотариусы, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные;
  • крестьянские фермерские хозяйства.

В-пятых, автоматизированная система налогообложения будет недоступна для:

  • организаций, являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
  • компаний, где доля участия других юрлиц превышает 25%;
  • участников договоров простого и инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом или концессионного соглашения на территории РФ;
  • организаций и ИП, ведущих деятельность на основе договоров поручения, комиссии либо агентских.

В-шестых, работодатели на АУСН не смогут выдавать зарплату наличными деньгами, а также нанимать работников-нерезидентов или работников, имеющих право на досрочную пенсию.

Кроме того, автоматизированная система налогообложения работает только с выплатами, по которым ставка НДФЛ составляет 13%. В частности, это означает, что работодатель на АУСН не сможет выплачивать зарплату свыше 5 млн рублей в год, потому что для таких сумм предусмотрена другая ставка (15%).

При этом социальные и имущественные вычеты по НДФЛ у работодателя, применяющего АУСН, работник оформить не сможет, для этого надо обращаться в налоговую инспекцию.

Наконец, АУСН нельзя совмещать с другими системами налогообложения. Это объясняется тем, что у каждого налогового режима свои правила расчёта налогов. А вести раздельный учёт, определяя, в рамках какого именно режима получены доходы, банки не будут.

Порядок перехода на АУСН

АУСН – это льготный налоговый режим, поэтому переход на него носит добровольный порядок. Чтобы перейти на автоматизированную систему налогообложения, надо подать уведомление в следующие сроки:

  • 30 дней после регистрации ИП или ООО;
  • не позже 31 декабря для перехода на АУСН с начала следующего года.

Кроме того, плательщик АУСН должен уполномочить свой банк на информационный обмен с ФНС. В рамках этого обмена в налоговую инспекцию будет поступать вся необходимая информация о движении денег по расчётному счёту. Допустят к этой системе не все банки, а только те, которые войдут в особый перечень.

Сменить АУСН на другую систему налогообложения нельзя до окончания календарного года. Исключение – нарушение условий применения этого режима, например, открытие обособленного подразделения или наём шести и более работников. В таком случае переход на другой налоговый режим, в том числе на УСН или ЕСХН, происходит с начала месяца, в котором было допущено нарушение.

Плюсы и минусы АУСН

После отмены ЕНВД у бизнеса действительно есть запрос на ещё один льготный и при этом простой налоговый режим. Ведь у организаций выбор систем налогообложения сейчас совсем небольшой: ОСНО, УСН или ЕСХН. У индивидуальных предпринимателей возможностей больше, им доступны также НПД и ПСН.

Станет ли автоматизированная система налогообложения этим дополнительным выбором, большой вопрос. На наш взгляд, плюсы АУСН в предложенном виде неочевидны, хотя разработчики в пояснительной записке к проекту перечисляют следующие преимущества.

  • Не надо сдавать налоговую декларацию (напомним, что на обычной УСН декларация сдаётся всего раз в год).
  • Расчётом налога занимается ФНС на основании сведений, переданных налогоплательщиком и банками.
  • Зарплату работникам перечисляет уполномоченный банк, который также удерживает НДФЛ и направляет его в бюджет.
  • Страховые взносы за работников платить не надо, при этом они не лишаются права на страховую пенсию. В связи с этим отменяется сдача РСВ.
  • И ещё одно странное преимущество – плательщики АУСН не должны проводить специальную оценку условий труда (наравне с дистанционными работниками и надомниками).

В законопроекте также сказано, что АУСН позволит обеспечить рост поступлений в бюджет за счёт привлекательности нового налогового режима для субъектов малого предпринимательства и легализации доходов от осуществляемой деятельности.

Однако по поводу привлекательности АУСН возникают определённые сомнения, которые можно отнести к минусам этого режима.

  1. Простота расчёта налога очень условна. Доходы и расходы налогоплательщика будет контролировать не только ФНС, но и банк. Кроме того, эти данные сам плательщик АУСН должен заносить в личный кабинет, и если какой-то доход не задекларировать вовремя, то налагается штраф в размере 20% от неуплаченного налога. Если сравнивать этот критерий с самозанятыми, то у них налог рассчитывается только на основании доходов, заявленных в личном кабинете. Дополнительного контроля по данным ККТ или расчётному счёту на НПД нет.
  2. Отмена отчётности по взносам компенсируется новыми отчётами – в банк, который перечисляет зарплату и другие выплаты. Освобождение от бухгалтерского учёта имеет значение только для организаций. ИП его и так не ведут, независимо от системы налогообложения. При этом для собственников бизнеса важен управленческий учёт, и им тоже кто-то должен заниматься. Кроме того, даже небольшому количеству работников, разрешённых на АУСН, надо рассчитывать зарплату и другие выплаты. Поэтому нельзя сказать, что применение автоматизированной системы налогообложения полностью освобождает от необходимости иметь бухгалтера.
  3. Нулевая ставка по страховым взносам за работников и ИП за себя – это плюс. Но при этом не надо забывать о повышенных налоговых ставках на АУСН: 8% и 20% соответственно. Напомним, что субъекты МСП платят взносы за работников по сниженным ставкам (по выплатам свыше МРОТ), и эти суммы учитываются при расчёте налога. С учётом этого надо тщательно рассчитать итоговую налоговую нагрузку бизнеса. Может оказаться, что АУСН для вашей ситуации окажется менее выгодным, чем УСН или другой налоговый режим.
  4. При предложенном подходе взимания налога существенно возрастает риск налоговых споров. Расчёт, произведённый ФНС, заведомо признаётся справедливым, но что делать налогоплательщику, если он с ним не согласен? Налоговый период в один месяц и всего лишь 10 дней на перечисление налога – слишком краткий срок для подготовки возражений. По факту банк будет списывать именно те суммы налога, которые указаны в уведомлении от ФНС. Кто отвечает за возможные ошибки, и как они будут компенсироваться бизнесу, пока неясно.

Полагаем, что если автоматизированную систему налогообложения примут в предложенном виде, то она будет востребована небольшим количеством бизнесменов. Считать АУСН альтернативой ЕНВД точно не стоит.

Возможно, что в проект ещё будут вносить изменения, которые сделают АУСН более привлекательной для бизнеса. Мы будем и дальше следить за внедрением этого налогового режима и сообщать о нём нашим пользователям.

Бесплатная консультация по налогообложению

Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы даете согласие на обработку своих персональных данных. Если у Вас возникли проблемы с оставлением заявки, напишите нам, пожалуйста, на support@regberry.ru.