О том, что власти разрабатывают новый вариант налогообложения для малого бизнеса, известно уже давно. В некоторых крупных СМИ новый режим подаётся как спасение от бесконечных отчётов и расходов на бухобслуживание, ведь функции по расчёту налогов передаются самой ФНС.
Похожий порядок налогообложения уже сейчас реализован с самозанятыми. Здесь всё предельно просто: надо только указать в личном кабинете полученный доход и оплатить выставленную сумму налога. ФНС считает, что эксперимент с плательщиками НПД реализован весьма удачно. С начала действия этого режима самозанятые зарегистрировали доходы на 620 млрд рублей и заплатили более 20 млрд рублей налога.
Новый вариант УСН для бизнеса, который уже получил рабочее название «Автоматизированная упрощённая система налогообложения», в чём-то похож на режим самозанятых. Однако основан он будет на упрощённой системе, поэтому все изменения вносятся в главу 26.2 НК РФ.
На данный момент нововведения по АУСН рассматриваются в виде проектов. Один из них (№ 875583-7) уже зарегистрирован на портале правовых актов и ожидает второго чтения в Госдуме. Со вторым проектом можно ознакомиться в виде отдельного файла.
Мы разобрались в том, что представляет собой АУСН, и убедились, что это действительно совершенно новый режим со своими плюсами и минусами.
Принцип работы АУСН
Основная особенность автоматизированной системы налогообложения следует из её названия: налог будет рассчитываться автоматически, с минимальным участием налогоплательщика. Данные для расчёта ФНС получит из отчётов кассовых аппаратов и выписок по расчётному счёту.
Работники будут получать зарплату только безналичным путем через определённые банки. Банк же станет удерживать и перечислять НДФЛ с выплат работнику, по сути, выступая налоговым агентом (хотя формально этот статус ему не передаётся).
Но такая кажущаяся простота автоматизированной системы налогообложения имеет обратную сторону – полную прозрачность деятельности налогоплательщика. И если с самозанятыми в этом смысле довольно просто, то в бизнесе всё не так однозначно.
Как минимум, переход на АУСН может вызвать массу споров с ИФНС по корректности расчёта налогов. Тем более, что будут учитываться не только полученные доходы, но и расходы, а по ним и сейчас существуют многочисленные разногласия бизнеса и ФНС.
А главное, автоматизированная система налогообложения не отменяет камеральных проверок и штрафов за не декларированный доход. По сути, АУСН освобождает бизнес только от сдачи декларации и пары отчётов, но при этом общая нагрузка по администрированию налога может даже увеличиться. Ведь придётся вести личный кабинет налогоплательщика, где указывать доходы и расходы.
Что касается отчётов по работникам, то некоторые из них отменят, но зато введут для банков, которые будут перечислять зарплату и удерживать НДФЛ. Так что экономия на бухобслуживании при наличии работников окажется мнимой.
Какие налоги и взносы платят на АУСН
Не секрет, что главная мотивация при выборе льготного режима – это снижение налоговой нагрузки на бизнес. В этом смысле на АУСН не всё так радужно.
Налоговый период для этого режима составляет не календарный год, а всего лишь месяц. В течение 15 дней после окончания отчётного месяца ФНС направляет налогоплательщику уведомление с суммой налога. Перечислить его надо не позже 25-го числа, то есть на уплату налога даётся только 10 календарных дней.
Причём сама функция по перечислению налога передаётся уполномоченному банку, который тоже получает уведомление от ФНС. А налогоплательщик обязан обеспечить наличие нужной суммы на расчётном счёте.
Предложенные налоговые ставки такие же, как и для повышенных лимитов на УСН, то есть:
- 8% на объекте «Доходы»;
- 20% на объекте «Доходы минус расходы».
Да, на АУСН тоже предполагается два разных объекта налогообложения, как и на обычной упрощёнке. Хотя изначально планировалось, что новый режим будет вводиться только для варианта «Доходы».
Для объекта «Доходы минус расходы» установлен также минимальный налог. Но в отличие от УСН, ставка составляет не 1%, а 3% от полученных доходов. Если получены убытки, их можно переносить на следующие налоговые периоды.
На АУСН не будут взиматься следующие налоги (но с многочисленными исключениями):
- НДС;
- НДФЛ;
- налог на прибыль;
- налог на имущество.
Если организация или индивидуальный предприниматель платит торговый сбор, ФНС сама вычтет необходимую сумму сбора из налога.
Со взносами за работников и ИП за себя ситуация получше – для них предусмотрены нулевые ставки. Есть только одно исключение: в ФСС по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний работодатель будет платить фиксированную сумму в 2040 рублей в год, независимо от количества работников (забегая вперёд, отметим, что на АУСН можно нанимать не более 5 человек).
Кто сможет работать на АУСН
Ограничений для применения автоматизированной системы налогообложения немало, их даже больше, чем на обычной УСН.
Во-первых, АУСН запускается в виде эксперимента в пилотных регионах: Москва и область, Калужская область, Татарстан. Срок его проведения – с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года, в течение которого новый режим могут распространить на другие регионы РФ.
Во-вторых, на АУСН установлены сниженные лимиты по доходам и численности работников:
- не более 60 млн рублей в год;
- не более 5 человек.
Однако ограничение, связанное с остаточной стоимостью основных средств, оставили без изменений, то есть в размере 150 млн рублей.
В-третьих, работать на АУСН не смогут организации, имеющие обособленные представительства и филиалы (на УСН запрет установлен только для филиалов).
В-четвёртых, АУСН не применяется для следующих видов деятельности:
- кредитные организации и МФО;
- некоммерческие, казённые, бюджетные организации;
- унитарные предприятия;
- страховщики и ломбарды;
- негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- производство подакцизных товаров, за исключением виноматериалов из винограда собственного производства;
- добыча и реализация полезных ископаемых, за исключением общераспространённых;
- организация и проведение азартных игр;
- частные нотариусы, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные;
- крестьянские фермерские хозяйства.
В-пятых, автоматизированная система налогообложения будет недоступна для:
- организаций, являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
- компаний, где доля участия других юрлиц превышает 25%;
- участников договоров простого и инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом или концессионного соглашения на территории РФ;
- организаций и ИП, ведущих деятельность на основе договоров поручения, комиссии либо агентских.
В-шестых, работодатели на АУСН не смогут выдавать зарплату наличными деньгами, а также нанимать работников-нерезидентов или работников, имеющих право на досрочную пенсию.
Кроме того, автоматизированная система налогообложения работает только с выплатами, по которым ставка НДФЛ составляет 13%. В частности, это означает, что работодатель на АУСН не сможет выплачивать зарплату свыше 5 млн рублей в год, потому что для таких сумм предусмотрена другая ставка (15%).
При этом социальные и имущественные вычеты по НДФЛ у работодателя, применяющего АУСН, работник оформить не сможет, для этого надо обращаться в налоговую инспекцию.
Наконец, АУСН нельзя совмещать с другими системами налогообложения. Это объясняется тем, что у каждого налогового режима свои правила расчёта налогов. А вести раздельный учёт, определяя, в рамках какого именно режима получены доходы, банки не будут.
Порядок перехода на АУСН
АУСН – это льготный налоговый режим, поэтому переход на него носит добровольный порядок. Чтобы перейти на автоматизированную систему налогообложения, надо подать уведомление в следующие сроки:
- 30 дней после регистрации ИП или ООО;
- не позже 31 декабря для перехода на АУСН с начала следующего года.
Кроме того, плательщик АУСН должен уполномочить свой банк на информационный обмен с ФНС. В рамках этого обмена в налоговую инспекцию будет поступать вся необходимая информация о движении денег по расчётному счёту. Допустят к этой системе не все банки, а только те, которые войдут в особый перечень.
Сменить АУСН на другую систему налогообложения нельзя до окончания календарного года. Исключение – нарушение условий применения этого режима, например, открытие обособленного подразделения или наём шести и более работников. В таком случае переход на другой налоговый режим, в том числе на УСН или ЕСХН, происходит с начала месяца, в котором было допущено нарушение.
Плюсы и минусы АУСН
После отмены ЕНВД у бизнеса действительно есть запрос на ещё один льготный и при этом простой налоговый режим. Ведь у организаций выбор систем налогообложения сейчас совсем небольшой: ОСНО, УСН или ЕСХН. У индивидуальных предпринимателей возможностей больше, им доступны также НПД и ПСН.
Станет ли автоматизированная система налогообложения этим дополнительным выбором, большой вопрос. На наш взгляд, плюсы АУСН в предложенном виде неочевидны, хотя разработчики в пояснительной записке к проекту перечисляют следующие преимущества.
- Не надо сдавать налоговую декларацию (напомним, что на обычной УСН декларация сдаётся всего раз в год).
- Расчётом налога занимается ФНС на основании сведений, переданных налогоплательщиком и банками.
- Зарплату работникам перечисляет уполномоченный банк, который также удерживает НДФЛ и направляет его в бюджет.
- Страховые взносы за работников платить не надо, при этом они не лишаются права на страховую пенсию. В связи с этим отменяется сдача РСВ.
- И ещё одно странное преимущество – плательщики АУСН не должны проводить специальную оценку условий труда (наравне с дистанционными работниками и надомниками).
В законопроекте также сказано, что АУСН позволит обеспечить рост поступлений в бюджет за счёт привлекательности нового налогового режима для субъектов малого предпринимательства и легализации доходов от осуществляемой деятельности.
Однако по поводу привлекательности АУСН возникают определённые сомнения, которые можно отнести к минусам этого режима.
- Простота расчёта налога очень условна. Доходы и расходы налогоплательщика будет контролировать не только ФНС, но и банк. Кроме того, эти данные сам плательщик АУСН должен заносить в личный кабинет, и если какой-то доход не задекларировать вовремя, то налагается штраф в размере 20% от неуплаченного налога. Если сравнивать этот критерий с самозанятыми, то у них налог рассчитывается только на основании доходов, заявленных в личном кабинете. Дополнительного контроля по данным ККТ или расчётному счёту на НПД нет.
- Отмена отчётности по взносам компенсируется новыми отчётами – в банк, который перечисляет зарплату и другие выплаты. Освобождение от бухгалтерского учёта имеет значение только для организаций. ИП его и так не ведут, независимо от системы налогообложения. При этом для собственников бизнеса важен управленческий учёт, и им тоже кто-то должен заниматься. Кроме того, даже небольшому количеству работников, разрешённых на АУСН, надо рассчитывать зарплату и другие выплаты. Поэтому нельзя сказать, что применение автоматизированной системы налогообложения полностью освобождает от необходимости иметь бухгалтера.
- Нулевая ставка по страховым взносам за работников и ИП за себя – это плюс. Но при этом не надо забывать о повышенных налоговых ставках на АУСН: 8% и 20% соответственно. Напомним, что субъекты МСП платят взносы за работников по сниженным ставкам (по выплатам свыше МРОТ), и эти суммы учитываются при расчёте налога. С учётом этого надо тщательно рассчитать итоговую налоговую нагрузку бизнеса. Может оказаться, что АУСН для вашей ситуации окажется менее выгодным, чем УСН или другой налоговый режим.
- При предложенном подходе взимания налога существенно возрастает риск налоговых споров. Расчёт, произведённый ФНС, заведомо признаётся справедливым, но что делать налогоплательщику, если он с ним не согласен? Налоговый период в один месяц и всего лишь 10 дней на перечисление налога – слишком краткий срок для подготовки возражений. По факту банк будет списывать именно те суммы налога, которые указаны в уведомлении от ФНС. Кто отвечает за возможные ошибки, и как они будут компенсироваться бизнесу, пока неясно.
Полагаем, что если автоматизированную систему налогообложения примут в предложенном виде, то она будет востребована небольшим количеством бизнесменов. Считать АУСН альтернативой ЕНВД точно не стоит.
Возможно, что в проект ещё будут вносить изменения, которые сделают АУСН более привлекательной для бизнеса. Мы будем и дальше следить за внедрением этого налогового режима и сообщать о нём нашим пользователям.