Тендер как способ получения новых клиентов для вашего бизнеса

Тендер – это способ закупки товаров, работ и услуг, как правило, конкурентный. Принять участие в тендере может любой поставщик или исполнитель, а побеждает в нем тот, чьи условия максимально выгодны для заказчика. Тендеры бывают государственными (их еще называют госзакупками) и коммерческими.

Понятия «тендер» в законах, регулирующих закупочную деятельность, нет, зато есть множество других: торги, аукцион, конкурс, контрактная система, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика. Новичкам в поставках бывает очень непросто разобраться в этих терминах, поэтому говоря о тендере, они могут подразумевать только госзакупки, хотя понятие тендера более общее.

Добавляют сложности еще и нормативно-правовые акты, которые регулируют эту сферу. Основных законов здесь два:

  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

На электронных площадках для торгов указывают отдельные рубрики для закупок по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Все государственные закупки (а это государственные и муниципальные органы власти, а также бюджетные и муниципальные организации) должны проходить в рамках контрактной системы по закону № 44-ФЗ. Закон № 44-ФЗ объемный, сложный и более строгий, чем закон № 223-ФЗ. По № 223-ФЗ закупки ведут не только заказчики, имеющие государственное участие (подробнее в статье 1 этого закона), но и коммерческие организации, хотя они могут вести закупки и полностью по своим правилам.

Где проводят тендеры?

Тендеры проводят на электронных торговых площадках (ЭТП) – специальных Интернет-порталах, объединяющих на одном информационном и торговом пространстве заказчиков и поставщиков товаров и услуг. На этих площадках покупатели и продавцы заключают сделки: купли-продажи, поставки, оказания услуг, выполнения работ.

ЭТП для проведения тендеров для государственных и муниципальных нужд были отобраны Федеральной антимонопольной службой и Министерством экономразвития. Таких площадок пять:

  1. Единая электронная торговая площадка
  2. Сбербанк — Автоматизированная система торгов
  3. Индексное агентство РТС
  4. Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан
  5. ММВБ — Информационные технологии

Заказчиками на этих площадках выступают государственные и муниципальные органы власти; казенные и бюджетные организации (по закону № 44-ФЗ) и организации с государственным участием (по закону № 223-ФЗ). Кроме того, вся информация о проводимых государственных тендерах публикуется на официальном сайте размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) – www.zakupki.gov.ru.

На коммерческих электронных площадках заказчиком может быть любое юридическое или физическое лицо. Коммерческие электронные площадки могут быть общедоступными или корпоративными, т.е. принадлежащими конкретным организациям. Большая часть коммерческих торговых площадок объединена в Ассоциацию Электронных Торговых Площадок www.aetp.ru.

В Ассоциацию входят:

  • федеральные электронные торговые площадки;
  • группы площадок;
  • коммерческие торгово-закупочные системы;
  • электронные торговые площадки по реализации имущества;
  • международные торговые системы.

На сайте Ассоциации можно ознакомиться со всеми этими площадками и разобраться в условиях их работы. Членство в Ассоциации позволяет заказчикам быстро приобрести необходимые товары (заказать услуги) с высоким качеством и по низким ценам, а поставщикам – выйти на значительные объемы заказов вне зависимости от их географического месторасположения.

В чем преимущества электронных торговых площадок по сравнению с обычными способами поиска заказчиков и поставщиков? Прежде всего – это одномоментный охват большой целевой аудитории (преимущественно российской, но есть заказчики и из стран СНГ). ЭТП ведут реестры своих участников – и заказчиков, и исполнителей. Пока еще участие в тендерах не так конкурентно, как обычное взаимодействие покупателя и продавца.

Электронные торговые площадки дают возможность своим аккредитованным пользователям проводить аналитические исследования динамики рынка по проведенным торгам, что позволяет выработать правильную маркетинговую политику. Дополнительный плюс участия в тендерах в том, что затраты на рекламу товаров и услуг сводятся к минимуму, а само участие в торгах ведется из любого места, где есть интернет.

Еще один важный момент – все участники тендеров проходят документальный контроль при прохождении аккредитации на площадке и получении электронной подписи, что значительно снижает риск заключения контракта с недобросовестным контрагентом.

Как найти тендер?

Каждый день на электронных торговых площадках объявляются сотни новых тендеров на поставки товаров или оказание услуг. Кроме государственных площадок и официального сайта госзакупок существует еще около 500 различных сайтов, на которых собрана информация о разных тендерах: коммерческих и бюджетных. Некоторые из них бесплатны, а часть предоставляет доступ к информации по тарифам, дополнительно предлагая обучение, услуги и помощь в сопровождении тендеров.

Возьмем для примера одну из старейших торговых площадок Bicotender. Интерфейс поиска позволяет находить тендеры по отраслям, по регионам, по тегам (ключевому слову поиска).

пример торговой площадки

В каждой отрасли активных тендеров – десятки и сотни тысяч! А кроме активных, то есть объявленных на настоящий момент торгов, есть еще и каталоги планов закупок, которые обязаны выставлять на текущий год все организации с государственным участием. 

примеры тендеров

Среди этих тендеров обязательно найдется тот, который будет выгоден лично для вас. Участию в тендерах можно научиться и на самих площадках, и на специальных курсах.

Условия работы на электронных торговых площадках

ЭТП размещают на своих сайтах инструкции для пользователей, желающих принять участие в тендерах, поэтому во всех подробностях вы можете узнать об этом на выбранной площадке. Основных условий к участникам торгов два:

  • пройти аккредитацию на площадке;
  • получить или уже иметь квалифицированную электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Аккредитация пользователя – это его регистрация в системе ЭТП через личный кабинет и подача заявки с приложением электронных (сканированных) копий документов, таких как: выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, учредительных документов, подтверждающих полномочия участника и других. Аккредитация пользователей на площадке бесплатна, а за оформление электронной цифровой подписи надо будет заплатить, без ЭЦП аккредитация невозможна.

Электронная цифровая подпись – это последовательность электронных символов, которая формируется при помощи специального программного обеспечения. ЭЦП гарантирует идентификацию пользователя и неизменность подписанного им документа. Электронный документ, подписанный цифровой подписью, признается равнозначным бумажному документу, подписанному собственноручно. Срок действия подписи составляет 1 год, после чего ЭЦП необходимо перевыпустить.

За получением электронной подписи нужно обратиться в один из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязи России. Стоимость ЭЦП зависит от тарифного плана, например, можно купить электронную подпись для участия в госзакупках за 4450 рублей, а для участия в тендерах на государственных и коммерческих площадках – за 8250 рублей.

тарифы электронной подписи

После оплаты стоимости ЭЦП необходимо подготовить пакет документов, которые нужно представить лично или через доверенное лицо в точки выдачи электронной подписи.

Для юридических лиц это:

  • заявление в Удостоверяющий центр;
  • копии свидетельств о госрегистрации юридического лица и о постановке на налоговый учет, заверенные нотариально или удостоверяющим центром при предъявлении оригиналов;
  • оригинал или нотариально заверенная копия выписки из ЕГРЮЛ;
  • копия документа о назначении руководителя или доверенность, подтверждающая полномочия владельца сертификата ключа проверки ЭП, заверенная подписью руководителя и печатью организации;
  • копия паспорта гражданина Российской Федерации, на чье имя изготавливается сертификат ключа проверки ЭЦП, с предъявлением оригинала паспорта;
  • доверенность на представителя, если документы предоставляет и/или получает не владелец сертификата, а его уполномоченный представитель и копия паспорта представителя, с предъявлением оригинала
  • СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета.

Индивидуальные предприниматели представляют аналогичный пакет документов, соответственно их организационно-правовой форме.

Некоторые удостоверяющие центры предлагают услугу по доставке электронной подписи и настройки рабочего места с выездом специалиста за дополнительную плату. Например, такая услуга в Москве для одного рабочего места стоит 4500 рублей.

на заметкуЧитайте также:

Понравилась статья?

Подпишитесь на наши обновления и получайте все полезные материалы для предпринимателей прямо на почту!

Не пропустите очередные изменения в законодательстве и обновления документаций. Будьте в курсе последних новостей мира бизнеса.

Гарантировано - никакого спама, только анонсы статей.

Создать документы и начать бизнес

Уникальное предложение 1С-Старт!