Обязательная маркировка обуви

Реализация обувных товаров, как и некоторых других категорий, проводится под контролем системы «Честный знак». Обязательная маркировка обуви действует на территории РФ с 1 июля 2020 года. Как работает эта система, и кто должен к ней подключаться?

Как система маркировки контролирует прохождение товаров

Система маркировки прослеживает прохождение товаров от производителя до конечного покупателя. Первым в этой цепочке стоит производитель или импортёр, который вводит товары в оборот. Для отслеживания на каждую единицу наносят уникальный код маркировки, который генерирует система «Честный знак».

Система маркировки обуви

Можно сказать, что маркировка или Data Matrix код – это своего рода метка, с помощью которой можно отследить, на каком этапе реализации находится товар. Код наносят на упаковку, этикетку, ярлык, а при маркировке обуви – на коробку.

Data Matrix код для маркировки обуви

Здесь закодированы следующие сведения:

  • – международный код товара по GTIN (Global Trade Item Number);
  • – индивидуальный серийный номер, который генерируется оператором системы.
  • – ключ проверки и код проверки.

Чтобы прочитать эти данные и внести их в систему для прослеживания, используется специальное оборудование (2D-сканеры, регистраторы, терминалы и др.) и программное обеспечение.

Давайте посмотрим, какую информацию даёт маркировка конечному покупателю обуви. Возьмём с полки пару женских кожаных ботинок. Проверим легальность этого товара с помощью бесплатного мобильного приложения «Честный знак».

Код маркировки нанесён, как и полагается, на коробку с обувью. Наведём смартфон на код, получаем такой ответ системы.

Информация по коду с обуви

Теперь можно сравнить пару ботинок с тем описанием, которое производитель внёс в систему маркировки. Если все совпадает, можно покупать товар. По крайней мере, «Честный знак» гарантирует, что это действительно обувь, произведённая легальным производителем. Если что-то не так, покупку лучше отложить и сообщить о нарушении.

Стоит отметить, что само по себе внесение товара в систему маркировки еще не означает, что он обязательно качественный и обладает высокими потребительскими свойствами. Но хотя бы понятно, кто несёт ответственность за качество обуви, и к кому предъявлять претензии.

Этапы маркировки обуви

Маркировка разных товарных категорий вводится поэтапно. Если говорить про обувь, то сначала производители и продавцы участвовали в добровольном эксперименте, но c 1 июля 2020 года маркировка стала обязательной.

К этому моменту участники оборота обуви должны были зарегистрироваться в системе «Честный знак», описать свои товары, получить уникальные Data Matrix коды и нанести их на коробки. Маркировка остатков обуви допускалась до 1 июня 2021 года, а ввод их в оборот — до 15 июня 2021 года.

С 1 января 2022 года производители, импортёры, продавцы должны использовать в процессах отгрузки и приёмки маркированных товаров только электронный документооборот.

Последние изменения в систему внесены недавно (постановления Правительства от 19.10.2022 N 186 и N 1862). В соответствии с ними до 1 марта 2023 года проводится маркировка остатков обуви, если они были зарегистрированы по упрощённой схеме, так как старые коды аннулируют.

Какую обувь надо маркировать

На вопрос, какая обувь подлежит маркировке, можно сразу ответить – практически вся. Но лучше выяснить это из нормативного документа, то есть распоряжения Правительства № 792-р от 28 апреля 2018.

Здесь приводится перечень товарной номенклатуры обуви по ОКПД-2, который подпадает под маркировку. Это коды 15.20.11; 15.20.12; 15.20.13; 15.20.14; 15.20.21; 15.20.29; 15.20.31; 15.20.32; 32.30.12. Подробное их описание есть в классификаторе ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утверждённом приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

Например, код 15.20.14 означает обувь с верхом из текстильных материалов, кроме спортивной. А вообще в распоряжении № 792-р перечислена вся номенклатура обувных товаров, исключений нет ни для одного вида или типа обуви.

При этом есть постановление Правительства РФ от 05.07.2019 N 860, в котором указывается, что требования по маркировке не распространяются на следующие обувные товары:

  • находящиеся на временном хранении;
  • помещённые под некоторые таможенные процедуры;
  • образцы, предназначенные для проведения испытаний;
  • ввозимые или произведённые на территорию РФ организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов;
  • при их реализации в магазинах беспошлинной торговли;
  • изъятые, арестованные, конфискованные или обращённые в доход государства;
  • ввозимые в РФ физлицами для личного пользования;
  • купленные в розницу и возвращённые покупателями.

Таким образом, продажа обуви без маркировки на территории РФ запрещена. Перечисленные исключения не относятся к обычной оптовой или розничной торговле.

Санкции за нарушение правил и требований маркировки предусмотрены статьями 15.12 и 15.12.1 КоАП РФ. Это штрафы до 300 000 рублей и конфискация товаров.

Как подключиться к системе маркировки обуви

Если вы – производитель, импортёр, оптовый или розничный продавец обуви, необходимо подключиться к системе обязательной маркировки. Для этого надо зарегистрироваться на портале «Честный знак».

Подключение к системе маркировки обуви

Далее надо выбрать категорию участника системы. Например, если вас интересует маркировка обуви для розницы, то переходите на вкладку «Розничная торговля».

Выбор категории участника системы

После этого откроется пошаговая инструкция по маркировке.

Пошаговая инструкция по маркировке

Вот что надо делать:

  • Оформить усиленную ЭЦП на директора компании или ИП и установить программное обеспечение.
  • Зарегистрироваться в системе мониторинга.
  • Обновить прошивку кассового аппарата и системы товарного учета.
  • Приобрести 2D сканер штрих-кода для считывания кодов при приёмке и продаже обуви.
  • Установить систему электронного документооборота (бесплатная версия ЭДО Лайт предоставляется системой).

У производителей и импортёров обязанностей при маркировке больше. Кроме регистрации в системе, им надо ввести товары в оборот. Для этого заполняется карточка, которая должна содержать следующие данные:

  • название товара (вид, модель);
  • название производителя и страны происхождения;
  • состав верха, подкладки, подошвы;
  • цвет и размер;
  • артикул и др.

Карточки включаются в единый каталог маркированных товаров, а на каждую пару обуви генерируется уникальный код. Расходы на его создание – 50 копеек без НДС – оплачивает производитель или импортёр.

Регистрация в системе, описание и загрузка карточек, заказ кодов потребует определённого времени и знаний. Все эти процессы подробно описаны в базе знаний портала «Честный знак». Можно также обратиться за помощью к технологическим партнёрам системы, их контакты есть на сайте.

Месяц бухгалтерского обслуживания в подарок

Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы даете согласие на обработку своих персональных данных. Если у Вас возникли проблемы с оставлением заявки, напишите нам, пожалуйста, на support@regberry.ru.