Подача упрощенной бухгалтерской отчетности

Одна из обязанностей организации – ежегодно подавать в ФНС отчётность об имущественном положении и итогах своей деятельности. В настоящее время действуют формы финансовой отчётности из приказа № 66н от 02.07.2010 с изменениями от 2020 года. В Приложении № 5 содержится упрощённая бухгалтерская отчётность – всего несколько лаконичных форм. Именно о ней и пойдёт речь в этой публикации.

Для кого предназначена упрощённая отчётность

Начнём с того, кто может сдавать отчётность по упрощённой форме. Отчитываться о своём финансовом положении должны все организации. Это не зависит от того, каков размер бизнеса и велась ли в отчётном году деятельность. Не подают бухгалтерскую отчётность только индивидуальные предприниматели.

Согласно положениям п. 4 ст. 6 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, некоторые организации могут подавать упрощённую отчётность, а именно:

  1. Субъекты малого предпринимательства, то есть компании с максимальным доходом за год 800 млн рублей и численностью работников до 100 человек (ст. 4 закона 24.07.2007 № 209-ФЗ).
  2. Некоммерческие организации.
  3. Организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

Но есть ряд ограничений (п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ). Запрещено подавать финансовую отчётность в упрощённой форме организациям, подлежащим обязательному аудиту, жилищным и потребительским кооперативам, микрофинансовым организациям, адвокатским бюро и другим категориям юрлиц.

Добавим, что малые компании вправе вести упрощённый бухгалтерский учёт своих операций. Для этого существуют разные способы, например, можно применять упрощённые бухгалтерские регистры и план счетов, доходы и затраты считать кассовым методом, отказаться от соблюдения ряда положений по бухучёту. Выбрать разрешено только те послабления, которые подойдут конкретной организации. Все правила упрощённого бухгалтерского учёта необходимо закрепить в учётной политике.

Состав упрощённой отчётности

Какие формы входят в бухотчётность в общем случае, сказано в п. 30 Положения по ведению бухгалтерского учёта и отчётности (приказ Минфина № 34н от 29.07.1998, далее – Положение):

Если компания попадает под обязательный аудит, необходимо приложить аудиторское заключение.

Кроме того, приказом № 66н утверждена форма отчёта о целевом использовании средств. Он предназначен для тех, кто получает средства в виде целевого финансирования. Преимущественно это некоммерческие организации, однако случается, что деньги выделяют и бизнесу. Если компания получила такие суммы, например, в виде гранта, то ей необходимо заполнить и этот отчёт.

В абзаце 2 пункта 85 Положения описаны преференции для субъектов малого предпринимательства – они могут не делать отчёт о движении денежных средств, приложение к балансу, иные приложения и пояснительную записку.

По поводу аудиторского заключения дело обстоит так. Выше мы упомянули, что если аудит обязателен для организации, то она не может формировать финансовую отчётность в упрощённой форме.

При этом согласно положению пп. «б» п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательному аудиту подлежат малые предприятия, у которых активы баланса по оценке на конец предшествующего года суммарно составляют более 400 млн рублей. Иначе аудиторское заключение не требуется, то есть малая компания может подавать финансовую отчётность по упрощённой форме.

Сведём всю информацию в таблицу:

Форма отчётностиНужно ли подавать
Стандартная отчётностьУпрощённая отчётность
БалансДа
Отчёт о финансовых результатахДа
Отчёт о движении денежных средствДаНет
Отчёт о целевом использовании средствДа, если были получены целевые средства
Приложение к балансуДаНет
Иные приложенияДаНет
Пояснительная запискаДаНет
Аудиторское заключениеДа, если компания подлежит аудитуНе составляется

Таким образом, в состав упрощённой бухгалтерской отчётности для малых предприятий должны входить баланс и отчёт о финрезультатах. А также отчёт о целевом использовании средств, если организация получила целевое финансирование.

Объём информации в упрощённой отчётности

Малые компании отчитываются проще не только из-за сокращенного количества форм, но и за счёт того, что обязательные отчёты упрощены. В них отражается гораздо меньший объём данных, чем в обычных формах. Информация представляется в виде укрупнённых показателей, без детализации. Это разрешено приказом № 66н – в его п. 6 сказано, что в отчёты должны быть включены показатели не по отдельным статьям, а по их группам.

То же самое справедливо и для отчёта о целевых средствах. Если его нужно подавать, в него включают не все показатели, а лишь некоторые, более укрупненные.

Упрощённый баланс

Ниже показано, как выглядит упрощённый баланс с показателями на 31 декабря отчётного года и двух предыдущих лет (в тысячах рублей).

Наименование показателяКод строкиНа 31 декабря
отчётного годапредыдущего годапредшествующего предыдущему
АКТИВ
Материальные внеоборотные активы1150250022002000
Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы1170700550440
Запасы1210400200300
Денежные средства и денежные эквиваленты125010001200850
Финансовые и другие оборотные активы (в том числе дебиторская задолженность)1230000
БАЛАНС1600460041503590
ПАССИВ
Капитал и резервы1300160014001220
Долгосрочные заёмные средства1410200016901430
Другие долгосрочные обязательства1450000
Краткосрочные заёмные средства1510000
Кредиторская задолженность152010001060940
Другие краткосрочные обязательства1550000
БАЛАНС1700460041503590

Кратко поясним, что отражают в упрощённом балансе.

Актив – это имущество организации. В нём отражают основные средства и нематериальные активы, а также оборотные средства, в том числе деньги, материальные запасы, кредиторскую задолженность.

Пассив – это источники формирования имущества. Это собственные средства компании, в том числе её уставный капитал, нераспределённая прибыль, добавочный и резервный капитал, если они сформированы. Кроме того, к источникам образования имущества относятся заёмные средства и кредиторская задолженность – суммы, которые компания должна кому-то заплатить.

Упрощённый отчёт о финрезультатах

В отчёт включаются показатели отчётного и предыдущего годов:

Наименование показателяКод строкиЗа 12 месяцев
отчётного годапредыдущего года
Выручка211015001400
Расходы по обычной деятельности2120(1150)(1090)
Проценты к уплате2330(0)(0)
Прочие доходы234000
Прочие расходы2350(100)(85)
Налоги на прибыль (доходы)2410(50)(45)
Чистая прибыль (убыток)2400200180

Суммы расходов, которые вычитаются из выручки, указаны в круглых скобках.

Под выручкой понимается сумма, полученная компанией от продажи своих товаров, выполнения работ или услуг, в общем, от обычной деятельности. Из неё предварительно вычитают НДС и акцизный налог. В строке 2120 указываются расходы по той же деятельности. Для прочих доходов и расходов предназначены отдельные строки. Также выделяется сумма процентов к уплате, если она имеется. В строку 2410 вносится сумма налога на прибыль или другого налога (при УСН, ЕСХН). Последняя строка – чистая прибыль, которую владельцы компании могут распределить.

Упрощённая отчётность: право или обязанность?

Должно ли малое предприятие подавать именно упрощённую бухотчётность? Такого требования к ней нет. У любого субъекта малого бизнеса есть право выбора: формировать отчёты по упрощённой или по обычной форме. Об этом сказано в последнем абзаце п. 6 приказа № 66н.

Кроме того, даже при применении упрощённых форм разрешено включить в состав отчётности приложения. В таком случае в них приводятся лишь главные данные. То есть такие, без которых корректно оценить финансовое положение компании и результаты её деятельности невозможно.

Мы рассказали о бухгалтерской отчётности для малых предприятий, которая подаётся в упрощённой форме. В заключение напомним о сроках и порядке её представления.

Финансовая отчётность подаётся по окончании года, крайний срок – 31 марта. Все организации, в том числе малые, обязаны направить её в ФНС в электронном виде. Налоговая разместит данные в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчётности. Подавать отдельный экземпляр в Росстат больше не нужно.

Месяц бухгалтерского обслуживания в подарок

Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы даете согласие на обработку своих персональных данных. Если у Вас возникли проблемы с оставлением заявки, напишите нам, пожалуйста, на support@regberry.ru.