Маркировка пива

Контроль за производством и оборотом алкогольной продукции в России ведётся уже давно. Чтобы работать на этом рынке, большинству участников надо получить специальную лицензию и подключиться к системе ЕГАИС.

Однако если речь идёт о пиве, то контроль за ним признан недостаточным. Причина в том, что это слабоалкогольный, а то и полностью безалкогольный, продукт. Лицензия на производство и продажу пива не требуется, а прослеживание через ЕГАИС ведется в упрощённом порядке.

В результате, по данным Национального научного центра компетенций, нелегальный оборот в категории пива и пивных напитков превысил 16%. Некоторые мелкие пивоварни под видом крафтового уникального продукта продают суррогат из порошка, воды, спирта, различных добавок. Но даже если производится действительно пиво, то в технологии могут не соблюдаться требования по содержанию солода и микрофлоры, пенообразованию, пеностойкости, вкусу и запаху напитка.

Маркировка пива и пивных напитков как раз и должна стать тем инструментом, который сможет защитить производителей от недобросовестной конкуренции, а потребителей – от некачественного товара.

В качестве положительного примера можно привести оборот питьевой и минеральной воды в упаковках, к качеству которой тоже возникало много претензий. Обязательная маркировка этой товарной категории началась 1 сентября 2021 года.

Теперь при покупке даже маленькой бутылки воды покупатель может убедиться в том, что она произведена легальным производителем, а не налита из-под крана. И если при проверке маркировки будет получен такой ответ, то покупать товар не стоит, а о нарушении можно сразу сообщить.

Проверка маркировки воды

Эксперимент по маркировке пива уже идет

Эксперимент по маркировке пива начат 1 апреля 2021 года, предполагаемый срок его завершения – 28 февраля 2023 года. Сейчас в пилотном проекте зарегистрированы больше 20 тысяч участников: производителей, импортёров, продавцов.

Участие в эксперименте позволяет заранее отработать систему контроля на практике, ведь обязательная маркировка пива – это вопрос времени. По крайней мере, в протоколе совещания Минпрома и производителей пива, которое состоялось в июле 2022 года, приводятся такие сроки:

  • 01.04.2023 – маркировка разливного пива в кегах;
  • 01.10.2023 – маркировка пива и напитков в стеклянной и ПЭТ-таре;
  • 15.01.2024 – маркировка пива и напитков в алюминиевых банках.

Если говорить о товарных позициях, на которые распространяется маркировка пива в рамках эксперимента, то они перечислены в постановлении Правительства РФ от 17.02.2021 N 204:

  • пиво солодовое в бутылках и в кегах крепостью свыше 0,5%;
  • пиво и прочие напитки брожения крепостью до 0,5%;
  • безалкогольное пиво;
  • пивные напитки;
  • сидр и пуаре игристые и неигристые;
  • прочие сброженные напитки игристые и неигристые с фактической концентрацией спирта не более 7 об.%.

Как осуществляется маркировка пива

Маркировка пива и слабоалкогольных напитков проводится по тем же принципам, что и маркировка других товаров. Единый оператор и координатор системы – «Честный знак», который генерирует и выдает уникальные Data Matrix коды. Они существенно отличаются от акцизных марок, поэтому спутать их нельзя.

Акцизная марка и код data matrix

Коды выдаются только производителям или импортёрам, которые размещают марку на каждой единице товара или печатают его на этикетке (упаковке). После этого маркированные товары вводятся в оборот.

Другие участники оборота (перевозчики, оптовики, розничные магазины) считывают данные кода с помощью сканера и передают их в систему. В результате всегда можно отследить, кто произвёл или ввёз товар, и на каком этапе реализации он находится. При продаже товара конечному покупателю код выбывает из системы маркировки.

Обратите внимание: системы ЕГАИС и маркировки интегрированы для совместной работы, ни от одной из них отказываться не надо. Разработчики обещают подготовить максимально удобное решение для всех участников оборота.

Регистрация в системе маркировки пива

Как мы уже сказали, маркировка пива в рамках эксперимента позволяет заранее включиться в систему, причем, на льготных условиях. За допущенные нарушения не штрафуют, марки в рамках пилотного проекта выдают бесплатно (а вообще один код стоит 50 копеек без НДС), оборудование можно приобрести в рассрочку. Так что лучше присоединиться к системе сейчас.

Чтобы стать участником проекта по маркировке пива, перейдите по ссылке, скачайте шаблон письма-согласия и отправьте его по указанным контактам.

Маркировка пива в системе Честный знак

Ниже вы найдете инструкции и разъяснения по каждому шагу регистрации и работы в системе «Честный знак».

Пояснения по работе в системе Честный знак

Следующие шаги зависят от категории участника пивного рынка – больше всего обязанностей у производителей (импортёров). Они должны не только зарегистрироваться в системе, но также заказать коды маркировок на свою продукцию, нанести на товары и ввести их в оборот.

Оборудование для маркировки в рассрочку

Продавцам работать с маркированными товарами проще, им надо только считывать информацию с кодов и передавать данные в систему. Это означает, что оборудование для нанесения маркировки не потребуется, тем не менее, определённые расходы здесь есть.

Оформление ЭЦП для регистрации в системе

  • Во-первых, надо оформить усиленную квалифицированную электронную подпись на директора компании или индивидуального предпринимателя.
  • Во-вторых, необходимо установить программное обеспечение для работы с ЭЦП и подключиться к системе электронного документооборота.
  • В-третьих, нужно проверить и, при необходимости, обновить прошивку своей онлайн-кассы и приобрести 2D сканер штрих-кода.

Обучиться работе в системе маркировки можно самостоятельно с помощью базы знаний или обратиться за помощью к технологическим партнёрам, контакты которых есть на портале «Честный знак».

Месяц бухгалтерского обслуживания в подарок

Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы даете согласие на обработку своих персональных данных. Если у Вас возникли проблемы с оставлением заявки, напишите нам, пожалуйста, на support@regberry.ru.

на заметку Читайте также: