Последнее мнение Минфина: должен ли единственный учредитель и директор в одном лице платить себе зарплату?

Дата: 13.11.2014

Вопрос, который беспокоит многих учредителей ООО на старте бизнеса – надо ли заключать трудовой договор, платить зарплату и страховые взносы, если единственный учредитель и директор  – одно и то же лицо? Единой официальной точки зрения на этот счет до сих пор не существует, хотя давность вопроса исчисляется уже вторым десятком лет – с 2002 года, когда был введен в действие Трудовой кодекс. Долгое время считалось, что вопрос даже не стоит обсуждать, т.к. юридическое лицо имеет свою собственную правоспособность и может заключать  сделки от своего имени, в том числе и со своим единственным учредителем.

Впервые мнение о том, что единственный учредитель не может быть признан работником своей организации, высказал Роструд в 2006 году, после чего к этой точке зрения присоединилось и Минздравсоцразвития. Позднее министерство передумало, объясняя это заботой о пенсионных правах учредителя, ведь, если он не будет официальным работником своей организации, то не сможет претендовать на социальные и трудовые гарантии. В тех же редких случаях, когда дело доходило до суда, судебные инстанции приходили к однозначному мнению:  трудовой договор с директором - учредителем обязателен.

В Трудовом кодексе нет ни явного разрешения,  ни явного запрета на такой вид трудового договора, при этом в статье 11 ТК РФ приведен перечень лиц, на которых не распространяется действие трудового законодательства. Директора – учредителя среди них нет, то есть он, в принципе, может быть стороной трудового договора.

Но, в последнем письме Минфина от 17 октября 2014 года N 03-11-11/52558, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики высказался категорично, что «…руководитель организации, являющийся ее единственным учредителем и членом организации, не может сам себе начислять и выплачивать заработную плату». Нельзя также начислять на зарплату страховые взносы, учитывать их в расходах для налогообложения и удерживать НДФЛ с зарплаты.

Объясняет свою точку зрения Минфин тем, что для заключения трудового договора необходимы две стороны: работодатель и работник, а в этом случае одна из сторон (какая именно, не уточняется) – отсутствует. Исходя из этого, те учредители-руководители, которые такой трудовой договор заключили, не смогут учитывать при налогообложении расходы на свою зарплату и перечислять за себя страховые взносы. А за признанием такого права им придется обращаться в суд.

Надо также сказать, что письма Минфина не содержат правовых норм и не являются нормативным правовым актом, тем не менее, налоговая инспекция руководствуется этими разъяснениями в своей деятельности, так что споры на эту тему будут продолжаться. 

Понравилась статья?

Подпишитесь на наши обновления и получайте все полезные материалы для предпринимателей прямо на почту!

Не пропустите очередные изменения в законодательстве и обновления документаций. Будьте в курсе последних новостей мира бизнеса.

Гарантировано - никакого спама, только анонсы статей.

Создать документы и начать бизнес

Уникальное предложение 1С-Старт!