Отчетность при ликвидации ООО по решению собственников

Любая организация за каждый период своего существования должна подавать налоговую и бухгалтерскую отчётность. Это справедливо и для тех компаний, которые фактически не ведут деятельность или уже находятся в процессе закрытия. Давайте разберёмся, какие отчёты и когда нужно подавать при ликвидации ООО по решению собственников.

Обратите внимание: в 2023 году появилась возможность закрыть юридическое лицо из категории МСП в упрощённом порядке. Новые правила содержатся в статье 21.3 закона 129-ФЗ «О регистрации юридических лиц и ИП». В статье мы рассмотрим отчётность при ликвидации в общем порядке, а также ознакомимся с нововведениями.

Запустить процедуру ликвидации ООО

С помощью специалистов 1С:БО

Как отчитываться в процессе закрытия

Итак, собственники ООО приняли решение о ликвидации. Это значит, что скоро организация будет исключена из ЕГРЮЛ и перестанет существовать. Сколько времени это займёт, зависит от способа ликвидации.

Если компания удовлетворяет условиям из пункта 7 статьи 21.3 закона 129-ФЗ, она может закрыться в упрощённом порядке, и на это уйдёт чуть более трёх месяцев. Если упрощённый порядок применять нельзя, например, у компании есть недвижимость, транспорт, долги перед бюджетом или обязательства перед кредиторами, ей придётся идти стандартным путём.

Пока процесс закрытия не завершён, ООО считается действующим юридическим лицом, и обязанности подавать отчёты в контролирующие ведомства с него никто не снимал. В течение всего этого времени организация отчитывается в обычном порядке. Соответственно, надо сдавать:

  • налоговую отчётность в ФНС в соответствии с выбранным режимом;
  • отчётность в ФНС и СФР, связанную с работниками;
  • бухгалтерскую отчётность через налоговую инспекцию в ГИР БО в обычной или упрощённой форме.

Кто ставит подпись на отчётных документах в процессе ликвидации? При стандартном способе закрытия это ликвидатор или глава ликвидационной комиссии. Именно к этим лицам переходят все полномочия по управлению закрывающейся компанией. Директора после этого можно увольнять. Однако из статьи 21.3 закона 129-ФЗ явно не следует, нужно ли создавать комиссию или назначать ликвидатора при упрощённом способе закрытия. Если не нужно, возникает вопрос, кто будет подписывать документы?

Мы рекомендуем обращаться за разъяснением всех неясных моментов в новом порядке ликвидации в налоговую инспекцию.

В определённый момент закрывающейся фирме предстоит сдать последние отчёты каждого вида. С какими особенностями они заполняются и когда сдаются?

Особенности финальных отчётов по налогам

Когда закончены все операции, подлежащие налогообложению, можно готовить последние налоговые декларации. Набор отчётов у каждой компании будет свой – он зависит от налогового режима и специфики деятельности.

Все декларации подаются на тех же бланках, на которых нужно отчитываться действующей компании. Заполняются и представляются они с такими общими особенностями:

  • Крайний срок сдачи – день, предшествующий дате внесения в реестр записи о закрытии организации. Например, если это 10 августа, то подать все отчёты нужно не позднее 9 августа.
  • Годовые декларации подают за период с 1 января до дня, предшествующего внесению в ЕГРЮЛ финальной записи. То есть в примере выше это период с 1 января по 9 августа.
  • По тому же принципу указывается и период более коротких деклараций: квартальных – с начала квартала по дату, предшествующую записи; месячных – с начала месяца по ту же дату.

Обратите внимание: при упрощённом порядке ликвидации заполняется заявление Р19001. Оно ещё официально не утверждено, однако доступно для заполнения через специальный сервис ФНС. При его заполнении заявитель должен подтвердить среди прочего, что не позднее чем за день до внесения в реестр записи о закрытии организации будут исполнены все обязательства по уплате налогов и прочих обязательных платежей, а также по представлению налоговой отчётности.

Таким образом, обязанность подавать финальные декларации распространяется на оба способа ликвидации. Никаких указаний для упрощённого закрытия нет, то есть применяются описанные выше правила.

При заполнении большинства деклараций за последний период деятельности юрлица есть такие особенности:

  • Код налогового периода. Для годовых отчётов это «50». Например, этот код будет фигурировать в декларации по налогу на прибыль, УСН, ЕСХН, налогу на имущество организаций и другим. А вот в квартальных декларациях, например, по НДС используются иные коды налогового периода: I квартал – «51», II квартал – «54», III квартал – «55», IV квартал – «56».
  • Отчётный год – год, в котором компания закрывается.
  • Код формы реорганизации (ликвидации) – «0».

Рекомендуем уточнять реквизиты финального отчёта для каждой декларации в соответствующем приказе ФНС. В остальном же они заполняются в обычном порядке.

Особенности последней отчётности по работникам

Когда весь персонал уволен, а расчёты с ним завершены, надо подготовить отчёты по НДФЛ, взносам и персонифицированным сведениям физических лиц.

ЕФС-1

Не позднее следующего после увольнения сотрудника дня нужно подать в СФР отчёт ЕФС-1, заполненный по причине кадрового мероприятия «увольнение». Заполняются Подраздел 1 и Подраздел 1.1. В графе 7 Подраздела 1.1 нужно указать причину увольнения. Важно заполнить её правильно, вписав нужную норму закона. Даже если организация собирается закрываться, сотрудник может быть уволен по разным основаниям. Как правило, это следующие: по причине ликвидации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), по собственному желанию (п. 3 той же части).

Также ЕФС-1 нужно подать в составе других подразделов в период:

  • когда все расчёты с сотрудниками произведены;
  • не позднее месяца с утверждения промежуточного ликвидационного баланса (речь о нём пойдёт чуть позже);
  • не позднее подачи в инспекцию документов на регистрацию ликвидации.

В этот период нужно подать ЕФС-1 в составе подразделов, которые подавались бы в обычном порядке в зависимости от категорий работников:

  • если в последнем периоде в ООО работали физлица с правом на досрочную пенсию – Подраздел 1, Подраздел 1.2 и Подраздел 2;
  • если были сотрудники, за которых перечислялись дополнительные пенсионные взносы – Подраздел 3;
  • в любом случае подаётся Раздел 2, в который включаются все сотрудники последнего периода. В поле «Прекращение деятельности» нужно вписать «Л» (ликвидация).

Персонифицированные сведения о физлицах

Ежемесячный отчёт со сведениями о работниках нужно подать в ФНС до представления документов на ликвидацию, но в течение месяца с даты составления промежуточного ликвидационного баланса. Период представления – с 1 числа месяца по дату подачи отчёта. Код формы реорганизации – «0». Коды налоговых периодов зависят от месяца ликвидации: январь – «71», февраль – «72» и так далее, декабрь – «82».

РСВ

Расчёт по страховым взносам подаётся в ФНС до составления промежуточного ликвидационного баланса. Период формирования – с 1 января по день представления РСВ. Коды периодов такие: I квартал – «51», полугодие – «52», 9 месяцев – «53», год – «90». Код реорганизации – «0». Если в РСВ есть взносы к доплате, их нужно перечислить в течение 15 дней с даты представления расчёта.

6-НДФЛ

Финальный расчёт 6-НДФЛ представляется в ФНС после окончания всех расчётов с персоналом, иными физлицами, включая учредителей, но не позже окончания процесса ликвидации. Период – с 1 января года до дня завершения ликвидации. Коды периодов и реорганизации такие же, как для РСВ.

Запустить процедуру ликвидации ООО

С помощью специалистов 1С:БО

Бухгалтерская отчётность при закрытии ООО

При стандартном процессе закрытия нужно дважды составить ликвидационный баланс (ЛБ): промежуточный – о нём мы уже упоминали – и окончательный. Нужно ли составлять ликвидационные балансы при упрощённом способе закрытия, в законе не сказано. Логика подсказывает, что не нужно, ведь у организации нет никаких обязательств, задолженностей и кредиторов. Но пока ФНС не дала разъяснений, этот момент также желательно уточнить в инспекции.

Кроме того, в ФНС подаётся последняя бухгалтерская отчётность. Её нужно представить всем – это не зависит от способа ликвидации.

Промежуточный ликвидационный баланс

Промежуточный ликвидационный баланс составляется через 2 месяца после того, как в «Вестнике государственной регистрации» опубликовано сообщение о предстоящем закрытии. Время даётся на то, чтобы кредиторы компании успели заявить о своих правах. Цель промежуточной отчётности – составить представление об имуществе организации. Оно должно быть направлено на удовлетворение требований кредиторов.

Особенности составления промежуточного баланса:

  • специальной формы не предусмотрено – используется обычная или упрощённая форма, но делается пометка, что это промежуточный баланс;
  • в приложениях поясняются сведения об имуществе компании, о заявленных кредиторами требованиях, об итогах их рассмотрения, а также о том, какие требования уже были удовлетворены по судебному решению;
  • подавать промежуточный баланс в ФНС не нужно.

Ликвидационная комиссия составляет баланс, а собственники ООО его утверждают. После этого в инспекцию направляется заявление Р15016.

Окончательный ликвидационный баланс

Когда требования кредиторов удовлетворены и все расчёты по обязательствам закончены, составляется ещё один ликвидационный баланс – финальный. В него нужно включить оставшееся имущество.

Ликвидационный баланс формируется и утверждается в том же порядке, что и промежуточный. Его электронный формат приводится в письме ФНС от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@.

Согласно требованиям п. 1 ст. 21 закона 129-ФЗ, ликвидационный баланс подаётся в ФНС вместе с прочими документами для регистрации ликвидации ООО:

  • заявлением Р15016 (его в процессе обычной ликвидации подают 3 раза):
  • квитанцией об уплате госпошлины за ликвидацию;
  • документом, который подтверждает представление сведений о застрахованных лицах (работодатели-ООО в 2024 году отчитываются в СФР).

Последняя бухгалтерская отчётность

Согласно требованиям ст. 17 закона № 402 о бухгалтерском учёте, финальная отчётность составляется на основе ликвидационного баланса, а также фактов деятельности, которые имели место с момента утверждения баланса и до внесения в ЕГРЮЛ записи о закрытии ООО. Особенность последней бухгалтерской отчётности в следующем:

  • формируется на дату, предшествующую дате внесения в реестр записи о ликвидации;
  • подаётся за период с 1 января до даты внесения этой записи;
  • специальный срок сдачи не определён, но обычно это делают вместе с документами на регистрацию ликвидации.

Подведём итоги

Итак, мы рассмотрели, когда сдавать бухгалтерскую и налоговую отчётность при ликвидации и какие именно формы нужно представлять. Повторим самые главные моменты:

  • Пока процесс ликвидации не закончен, нужно отчитываться за прошедшие периоды как обычно.
  • Когда будут закончены все налогооблагаемые операции и произведены все расчёты, предстоит отчитаться по разным формам в последний раз. Заполняются они как обычно, но есть особенности – период представления, код налогового периода и код реорганизации. Если показателей нет, отчётность будет нулевой.
  • Сроки представления у всех форм разные. Самый срочный отчёт – ЕФС-1: его нужно подать не позднее следующего дня после увольнения сотрудника.
  • По ходу ликвидации в общем порядке организации предстоит два раза сформировать ликвидационный баланс. Также обязательным является подача финальной бухгалтерской отчётности.
  • Если компания закрывается в упрощённом порядке, ей всё равно нужно подавать всю отчётность. В законе однозначно не оговорено, нужно ли в этом случае составлять промежуточный и финальный ликвидационные балансы. Лучше уточнить это в ФНС, как и прочие вопросы по новому порядку ликвидации.