
Законопроект № 866131-8 о внесении изменений в КоАП РФ о снижении штрафов за оказание услуг такси без полиса ОСГОП успешно прошел первое чтение в Госдуме. Депутаты пришли к выводу, что введенные с 1 сентября 2024 года штрафы для таксистов за это нарушение несоразмерны ему.
Напомним, что с сентября 2024 наличие полиса страхования гражданской ответственности перевозчика стало обязательным при оказании услуг перевозки пассажиров и багажа в легковом такси. За его отсутствие предусмотрен серьезный штраф. Для индивидуальных предпринимателей и руководителей транспортных компаний он составляет сейчас от 40 тыс. до 50 тыс. рублей, для субъектов МСП – от 250 тыс. до 500 тыс. рублей, для прочих компаний – до 1 млн рублей. Наказание для физических лиц за это нарушение не предусмотрено.
Введение нового страхового полиса и санкций за его отсутствие поставило под удар существование многих ИП и ООО, оказывающих услуги такси. Малый и средний бизнес выступил с инициативой о снижении штрафных санкций. В результате в марте 2025 года на рассмотрение депутатов Госдумы был внесен законопроект с очередными поправками в КоАП РФ.
Инициаторы законопроекта согласились с бизнес-сообществом и сочли новые штрафы несоразмерными последствиям нарушения. Меры ответственности за отсутствие полиса об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика, вступившие в силу в сентябре 2024 года, изначально ориентированы на крупные компании, специализирующиеся на железнодорожных и авиаперевозках. Рядовым таксистам и мелким таксопаркам они не подходят.
По новому законопроекту, принятом 10 июля в первом чтении, штрафы снизятся в 25 раз. Предполагается, в окончательном варианте их размеры будут следующими:
- для организаций – максимум 40 тыс. рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – до 25 тыс. рублей;
- для физических лиц – до 5 тыс. рублей.
Однако, если перевозчик окажется на линии без полиса ОСГОП, он рискует на 30 дней остаться без разрешения на работу такси, а затем и вообще лишиться его. Это требование действующего закона остается неизменным – речь идет не отмене полисов, а только о снижении штрафов.
Решение о пересмотре санкций в меньшую сторону депутаты объяснили не только просьбами бизнес-сообщества, но и влиянием на конкурентоспособность игроков рынка пассажирских перевозок. Если для крупных таксопарков действующие штрафы весьма ощутимы, то мелких перевозчиков они могут просто привести к банкротству. Ожидается, что новые поправки к КоАП вступят в силу с даты публикации закона в окончательном варианте.