Как написать пояснительную записку для банка в рамках 115-ФЗ

В рамках закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 банки обязаны контролировать операции по счетам юридических и физических лиц. Цель контроля – недопущение финансирования терроризма и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

На практике закон № 115-ФЗ часто называют «антиотмывочным», и с его применением приходится сталкиваться многим организациям и ИП.

Банковский контроль, проводимый в соответствии с этим законом, делится на следующие виды:

  • идентификация клиентов;
  • обязательный контроль отдельных операций;
  • выявление подозрительных операций.

В ходе проведения контроля по № 115-ФЗ банки вправе блокировать счета, отказывать в обслуживании, приостанавливать проведение платежей.

Все организации и ИП поделены Центробанком по степени риска на три группы – низкого, среднего и высокого уровня, которым присвоены соответствующие цвета: зелёный, жёлтый и красный. Однако даже низкая группа риска не защитит от необходимости дать пояснение по запросу банка, если какая-то операция покажется ему подозрительной.

В каких случаях банк может запросить пояснение

Критерии подозрительных операций устанавливает Центробанк РФ (Банк России). Сейчас они приводятся в Решении Совета директоров Банка России от 24 июня 2022 года, ознакомиться с этим документом можно здесь.

Вот перечень самых частых ситуаций, по которым банк может запросить пояснительное письмо:

  • снятие наличных в крупной сумме или слишком частое;
  • низкая налоговая нагрузка;
  • доходы получены от видов деятельности по кодам ОКВЭД, не заявленным у организации или ИП;
  • разовый платёж по договору лизинга превышает 600 тысяч рублей;
  • работодатель выплачивает низкую заработную плату;
  • доля платежей с НДС ниже банковских нормативов;
  • клиент предоставил доступ к операциям лицу, ранее скомпрометированному (например, представлением интересов компании-однодневки);
  • на счёт поступила непривычно крупная для клиента сумма;
  • резко возросла активность операций по счетам;
  • поступления на счёт имеют нерегулярный характер;
  • банк считает, что партнёр клиента является недобросовестным налогоплательщиком;
  • у банка возникли подозрения в законности и экономическом смысле операции.

Что писать в пояснительной записке

Пояснительное письмо в банк о деятельности организации составляется в произвольной форме. В письме необходимо описать хозяйственные процессы, в ходе которых произошла та или иная операция с денежными средствами.

При этом пояснения в банк надо сопроводить подтверждающими документами. Это могут быть:

  • договоры, акты, счета-фактуры, накладные;
  • налоговая и бухгалтерская отчётность;
  • расчёт среднесписочной численности;
  • платёжные документы о расчётах с бюджетом;
  • подтверждение предпринимательских расходов;
  • обоснование деловой цели сделки и др.

Коммерческая тайна в данном случае не действует, так как у банка по статье 7 закона № 115-ФЗ есть право получать всю необходимую информацию для проведения контрольных мероприятий.

Насколько подробными должны быть пояснения, решает банк, на практике приходится отвечать и на такие вопросы:

  • как компания находит контрагентов и где размещается реклама;
  • почему для заключения сделки, а также перевозки и хранения были выбраны конкретные партнеры;
  • по какой цене закупался товар, сырьё, оборудование;
  • из чего складывается стоимость товаров и услуг;
  • как покупатели и клиенты расплачиваются с компанией;
  • какой доход был получен от сделки и какие налоговые обязательства при этом возникли.

Приводим образцы пояснений для самых распространённых ситуаций.

Срок представления пояснений и подтверждающих документов зависит от внутренних документов банка. При необходимости банковские сотрудники могут также пригласить должностных лиц ООО на беседу или выехать на место деятельности клиента.

Если организация или ИП не представит пояснения или они окажутся неудовлетворительными, банк откажет в проведении операций по счёту. Информация об этом передаётся в Росфинмониторинг, который формирует общий список сомнительных клиентов.

Само по себе попадание в этот список ещё не означает, что организации или ИП автоматически присваивается высокий уровень рисков. Об этом Центробанк сообщал в информационном письме от 15.06.2017 № ИН-014-12/29.

Соответственно, после отказа в обслуживании компания может открыть счёт в другом банке, но надо быть готовым к определённым сложностям. Так, другой банк может отказать в открытии счёта без объяснения причин, либо ограничить использование интернет-банка и карт. Возможно также проведение усиленного финансового мониторинга по каждой операции.

Бесплатный экспресс-аудит учёта от специалистов 1С:БО

Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы даете согласие на обработку своих персональных данных. Если у Вас возникли проблемы с оставлением заявки, напишите нам, пожалуйста, на support@regberry.ru.