прослеживаемость товаров с 2021 года

Страны Евразийского экономического союза договорились следить на своей территории за движением некоторых товаров. С этой целью в ЕАЭС создана единая система прослеживаемости, состоящая из внешнего и внутреннего сегментов. Внешний призван обеспечить обмен между участниками данными о прохождении товарами границ внутри Союза. Внутренний или национальный сегмент обеспечивает прослеживание товара на территории конкретного государства.

Соглашение о внедрении процедуры прослеживания подписано странами-участницами 29 мая 2019 года, после чего оно начало поэтапно реализоваться. Узнайте о том, какие товары подлежат отслеживанию, и как это происходит в России.

Национальная система прослеживаемости

Сначала движение в России некоторых товаров, ввозимых из-за границы, контролировалось в виде эксперимента. В 2023 году прослеживаемость товаров действует в полном объёме. Регулируется она законом от 9 ноября 2020 № 371-ФЗ.

Зачем это нужно государству? Дополнительный контроль за отдельными группами товаров должен помочь очистить рынок от контрафакта, поступающего из-за рубежа. Кроме того, преследуется цель улучшить собираемость налогов, ведь при прозрачной системе отслеживания утаить доходы от торговли такими товарами будет практически невозможно.

Национальная система прослеживаемости товаров основана на обмене электронными документами. Их формируют все участники оборота. В документах указываются специальные реквизиты:

  • регистрационный номер партии товара (РНПТ);
  • единица измерения по общероссийскому классификатору ОКЕИ;
  • количество товара.

Именно по РНПТ в дальнейшем можно будет отслеживать в системе перемещения товар из данной партии. Этот номер присваивается:

  1. Налоговой инспекцией – в отношении товара, который ввозится из стран ЕАЭС. Напомним, что в состав этого союза, помимо России, входят Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Если партия завозится из этих стран, то в течение 5 дней необходимо направить в ФНС уведомление о ввозе. Инспекция выдаст регистрационный номер.
  2. Самим импортëром – в отношении товара, ввозимого из прочих стран. РНПТ нужно формировать из кода таможенного органа, даты регистрации и номера декларации, а также номера партии. ФНС уведомлять не нужно, поскольку информацию о ввозе передаёт таможенная служба. Инспекция формирует регистрационный номер. Соответственно, РНПТ импортёра и налоговой должны совпадать – проверка может быть проведена через специальный сервис ФНС.

При дальнейших операциях с товаром РНПТ код единицы измерения и количество нужно отражать: плательщикам НДС – в счетах-фактурах, неплательщикам – в документах на отгрузку товара. Этого не требуется в случаях, когда товар выбывает из оборота, а именно:

  • реализуется в розничной торговле (если покупатель вернёт товар, его вновь нужно будет ввести в систему);
  • уходит в производство, утилизируется, конфискуется;
  • экспортируется (в случае возврата в страну партия снова попадает под прослеживание);
  • исключается из списка товаров, движение которых контролируется.

На кого распространяется прослеживаемость

В системе участвуют не только импортëры. Подключиться к ней должны все компании и предприниматели, которые участвуют в обороте подконтрольной продукции. Таким образом, если организация ввозит, перепродаёт, передаёт безвозмездно, экспортирует, утилизирует товар, попадающий под прослеживание, то требования системы распространяются и на неё.

Бизнес-субъекты, совершающие операции с подконтрольными товарами,  должны вносить в первичные документы реквизиты прослеживаемости, а также сообщать в ФНС о том, что проводят операции с ними.

Прослеживаемость и маркировка: в чём разница

Система прослеживаемости по своим задачам и отчасти по реализации напоминает маркировку. Тем не менее путать их не следует, ведь они имеют вполне чёткие различия:

  1. Разный перечень товаров, подлежащих прослеживаемости и маркировке. Перечень товаров для прослеживания приводится в постановлении Правительства РФ от 01 июля 2021 г. № 1110. Что же касается маркировки, то перечень товаров, подпадающих под неё, утверждён распоряжением Правительства РФ № 792-р. Некоторые из них уже маркируются (медикаменты, обувь, одежда из меха), идентификация других проводится в качестве эксперимента, а часть подлежит маркировке в будущем.
  2. Происхождение товара. Система прослеживаемости создана для импортных товаров, тогда как маркировке подлежит продукция, не только везённая, но и произведённая в России.
  3. Механизм реализации. При маркировке на каждую единицу или партию товара физически наносится идентификатор – уникальный код. На товары же, подлежащие прослеживаемости, наносить ничего не придётся. Достаточно того, чтобы каждой партии был присвоен РНПТ.

Какие товары попадают под отслеживание

Какие же товары надо отражать в системе прослеживаемости в 2023 году? Приводим их перечень из постановления № 1110:

  • Холодильники, морозильники и аналогичное оборудование, тепловые насосы (кроме систем кондиционирования воздуха);
  • Автопогрузчики и механические тележки;
  • Бульдозеры, грейдеры, планировщики, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки;
  • Стиральные машины;
  • Мониторы, проекторы, приëмная аппаратура для телевизионной связи;
  • Интегральные схемы и их части;
  • Промышленный транспорт без погрузочных устройств, используемый для перевозки грузов, тракторы, используемые на платформах железнодорожных станций;
  • Детские коляски и кресла безопасности.

Во многих из указанных групп есть свои оговорки, в частности, указаны коды товаров по ОКПД 2. Чтобы ознакомиться с ними, рекомендуем обратиться к тексту постановления Правительства № 1110.

Как подготовиться

Теперь расскажем о том, что нужно сделать для участия в системе прослеживаемости товаров. Алгоритм действий таков:

  1. Обратиться к списку единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС) и разобраться, есть ли в обороте компании товары, подлежащие прослеживаемости. В помощь предпринимателям ФНС разработала специальный сервис «Прослеживается ли мой товар?». В нëм можно уточнить, подпадает ли продукция под действие системы. Поиск осуществляется по названию товара, кодам ТНВЭД и ОКПД или номеру таможенной декларации.
  2. Если нет электронной подписи, заказать её. Это необходимо, поскольку обмен документами между компанией, контрагентами и контролирующими органами будет проводиться в цифровом формате, и они должны быть подписаны ЭП.
  3. Подключиться к системе электронного документооборота. Для этого нужно выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор.
  4. Провести инвентаризацию и определить, есть ли в запасе подконтрольные товары.
  5. Уведомить налоговый орган об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости. Получить в ответ РНПТ для каждой партии и отразить в учëте.
  6. Изучить требования системы прослеживаемости в области формирования первичных документов и направления отчётов в ФНС.

Кроме того, важно следить за нормативными изменениями. Ведь пока ещё утверждены не все проекты законов и подзаконных актов, регулирующих процесс прослеживаемости.

Документы и отчëтные формы

Напомним, что при операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, организации и ИП будут отчитываться в налоговую службу об операциях. Для этого приказом ФНС от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645 @ утверждены специальные формы – отчёт об операциях и уведомления, а именно:

  1. Уведомление о ввозе. Документ следует сформировать при импорте и в течение 5 дней направить в налоговую службу.
  2. Уведомление о перемещении. Это уведомление формируется и направляется в ФНС компаниями и ИП при вывозе товаров, подлежащих прослеживаемости, в страны ЕАЭС. Срок – 5 дней с даты отгрузки.
  3. Уведомление об остатках товара. Подаётся в ФНС до реализации партии.
  4. Отчëт об операциях с товарами. Форма разработана для организаций и ИП на льготных налоговых режимах, а также освобождённых от уплаты НДС. Отчëт об операциях может быть подан плательщиками этого налога в отношении товара, который был приобретён у неплательщиков НДС или выбывает из оборота. Крайний срок – 25 число первого месяца следующего квартала.

Нужно будет подавать и прежние отчётные формы:

  1. Декларацию по НДС. Отчëт подаётся плательщиками налога в срок до 25 числа месяца, следующего за окончанием квартала, к которому относится оборот товара. Начиная с III квартала 2021 года декларация подается по новой форме, отражающей изменения, связанные с внедрением национальной системы прослеживаемости.
  2. Декларацию по косвенным налогам. Подать этот отчëт должны все компании и ИП, которые импортируют товар из стран ЕАЭС. Крайний срок – 20 число следующего месяца.

Кроме того, поменяются и правила выставления счёта-фактуры. Во-первых, плательщики НДС должны будут оформлять его при каждой реализации товара, попадающего под прослеживание. Даже если он продаётся конечному потребителю или покупателю, который НДС не платит. Во-вторых, если продукция произведена не в ЕАЭС, в счёте-фактуре нужно указать страну происхождения и регистрационный номер декларации на товары.

Обязательно ли применять ЭДО

Оборот документов по прослеживаемости возможен только в электронном виде. Контрагенты будут обмениваться счетами-фактурами, универсальными передаточными документами (УПД) и документами об отгрузке товара. Поэтому все бизнес-субъекты, на которых распространяется требование о прослеживаемости, должны внедрить у себя ЭДО. Необходимо учитывать, что действие системы может затронуть и тех, кто обычно не торгует подконтрольными товарами.

Что грозит нарушителям

Специальные штрафы за нарушение порядка проведения операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, пока существуют только в виде проекта поправок в КоАП. Нарушителей планируется штрафовать на сумму 1000 рублей за каждый документ в случаях:

  • если такой документ не был передан в национальную систему прослеживаемости или был передан с опозданием;
  • если в нëм содержатся недостоверные сведения;
  • если он не содержит нужных сведений, то есть они пропущены.

Однако в письме от 30.06.2021 года ФНС сообщила, что поскольку система прослеживаемости ещё проходит донастройку и отладку, компании и ИП не будут штрафовать в течение переходного периода (минимум один год).

Месяц бухгалтерского обслуживания в подарок

Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы даете согласие на обработку своих персональных данных. Если у Вас возникли проблемы с оставлением заявки, напишите нам, пожалуйста, на support@regberry.ru.