Все работодатели обязаны проводить важную процедуру, которая кратко называется СОУТ, а полностью – специальная оценка условий труда. Это необходимо для соблюдения права работников на безопасность рабочего места. СОУТ помогает работодателю соблюдать закон, сберечь здоровье людей и оптимизировать расходы на охрану труда.

Опасность на рабочем месте (РМ) могут создать разные факторы. И не только очевидные, как, например, при высотных работах или при взаимодействии с вредными химическими веществами. Риск для здоровья может представлять шум, вибрация, специфический микроклимат, напряжение при трудовом процессе и многое другое. Если снизить влияние этих факторов нельзя, работнику нужно обеспечить предусмотренные законом гарантии и компенсации.

СОУТ – это установление опасных и вредных факторов, а также измерение силы их воздействия. И если идентифицировать фактор под силу многим, то измерить его могут только профессионалы. Поэтому для проведения спецоценки работодатели за плату привлекают сторонние аккредитованные организации. Однако для субъектов самого малого бизнеса есть преференция – они могут проводить СОУТ самостоятельно по упрощённой процедуре. Далее расскажем, что это такое и как проводится.

Правовая основа

Проводить специальную оценку условий труда должны все работодатели – организации и ИП. Это правило базируется на требованиях ст. 212 Трудового кодекса, а процедура регулируется законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ о специальной оценке условий труда. Она проводится:

  • В общем порядке. Он действует для всех, кто не попадает под упрощённый порядок. Методика проведения СОУТ в общем случае приведена в приказе Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.
  • В упрощённом порядке. Подходит только для самого малого бизнеса из определённых сфер деятельности. Дополнительно к указанным выше актам регулируется приказом Минтруда России от 31.10.2022 № 699н. Этот документ устанавливает особенности к методике СОУТ из приказа № 33н (далее – Особенности). Упрощённый порядок пока считается временным и применяется до 01.03.2029.

Отличие упрощённого порядка от общего

Итак, обычная СОУТ проводится с привлечением специализированной организации. Её эксперты:

  • устанавливают вредные и опасные факторы, влияющие на рабочее место;
  • проводят их исследования и измерения;
  • определяют класс (подкласс) для каждого РМ;
  • разрабатывают меры, улучшающие условия труда;
  • оформляют отчёт о проведении специальной оценки условий труда, включающий карты СОУТ для каждого РМ;
  • вносят итоги спецоценки во ФГИС СОУТ.

Если никаких факторов идентифицировано не было, работодатель составляет и подаёт в территориальную ГИТ декларацию. Она подтверждает, что условия труда в организации или у ИП укладываются в нормативы.

Когда спецоценка проводится в упрощённом порядке, работодатель самостоятельно ищет потенциальные факторы риска, отвечая на вопросы проверочных листов. Если факторы не найдены, значит, всё хорошо. Отчёт о проведении специальной оценки условий труда представлять не нужно – достаточно оформить декларацию. Если же факторы обнаружены, СОУТ придётся проводить в обычном порядке.

Обратите внимание: декларация действует бессрочно для всех, кто должен проводить СОУТ. Это актуально и для общей процедуры, и для упрощённой.

Упрощённый порядок введён для снижения финансовой и административной нагрузки на микробизнес, где вероятность наличия факторов риска невысока. Это позволяет сэкономить ресурсы компании при сохранении контроля за обстановкой на рабочих местах.

Кто проводит СОУТ самостоятельно

Не все субъекты малого бизнеса могут проводить СОУТ без привлечения внешней организации. Для этого есть определённые условия.

Компания должна быть микропредприятием

Критерии микропредприятий установлены законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ. К ним относятся организации и ИП, у которых:

  • годовая выручка за прошлый год – до 120 млн рублей;
  • средняя численность персонала – не более 15 человек.

Ещё есть дополнительные требования к структуре уставного капитала хозяйственных обществ:

  • доля государства, субъекта, муниципального образования, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов – не более ¼;
  • доля юрлица, не являющегося МСП, или иностранной организации – не более 49%.

Также к микробизнесу относят:

  • ИП, применяющих только ПСН, то есть не заявивших о переходе на УСН или ЕСХН;
  • вновь созданную организацию или вновь зарегистрированного ИП.

Компания должна заниматься определённой деятельностью

Точный список видов деятельности со ссылками на ОКВЭД, один из которых должен быть основным, приведён в п. 2 Особенностей. Перечислим эти направления ориентировочно:

  • Информационные технологии.
  • Разработка ПО и консультации в этой сфере.
  • Финансовые и страховые услуги.
  • Операции с недвижимостью.
  • Правовые и бухгалтерские услуги.
  • Деятельность головных офисов и управленческое консультирование.
  • Архитектурное и инженерное проектирование.
  • Реклама и маркетинговые исследования.
  • Образовательные услуги.
  • Библиотеки, архивы, музеи и культурные учреждения.
  • Общественные организации.

Важно! Если основной вид деятельности микрокомпании не входит в список из приказа № 699н, СОУТ в упрощённом порядке провести нельзя. Причём речь идёт строго об основном коде ОКВЭД.

Когда нельзя проводить СОУТ в упрощённом порядке

Даже при выполнении указанных выше условий упрощённый порядок не применяется для некоторых рабочих мест, а именно:

  • если у сотрудника есть право на досрочное назначение пенсии;
  • если ему предоставляются гарантии и компенсации за работу с особыми условиями труда;
  • если по результатам ранее проведённой спецоценки условия работы были признаны вредными / опасными.

Как провести СОУТ упрощённо

В первую очередь проверьте, что подходите под все критерии. А именно, что компания относится к категории микропредприятий, её главная деятельность по ОКВЭД входит в перечень, указанный в п. 2 Особенностей, и она не попадает в исключения из п. 3.

Шаг 1. Подготовьтесь к процедуре

Оформите проведение СОУТ приказом. Сформируйте комиссию, в состав которой включите директора, специалиста по охране труда и представителя трудового коллектива.

Если у компании нет специального человека, который занимается охраной труда, эти функции должны быть возложены на кого-то из сотрудников. Либо на директора или индивидуального предпринимателя.

Включите в комиссию кого-то из работников, поскольку в методике сказано, что работодатель и члены коллектива должны действовать совместно.

Шаг 2. Определите объекты оценки

Комиссия рассматривает РМ, составляет и утверждает список тех мест, в отношении которых проводится СОУТ.

Шаг 3. Ответьте на вопросы проверочных листов

На этом этапе идентифицируются факторы риска. Для каждого РМ подготовьте и заполните проверочный лист. Их нужно взять из Приложения 1 к Особенностям.

Проверочные листы оформлены в виде опросника. На каждый вопрос может быть дан ответ «да» или «нет». Вопросы сформулированы чётко, ошибиться будет сложно. Все факторы разделены на пять видов:

  1. Физические – их целая группа. К ним относятся параметры микроклимата, воздействие вредных аэрозолей (АПФД), виброакустики, света и разных видов излучения. Например, повар трудится в помещении, где высокая температура из-за работающей плиты, а также открытый огонь.
  2. Химический – работа с химическими и биологическими веществами. Например, маляры работают с краской, а медработники — с антибиотиками или гормонами.
  3. Биологический – взаимодействие с бактериальными препаратами и возбудителями инфекционных заболеваний. Это актуально для медицины и ветеринарии.
  4. Тяжесть труда – перенос грузов, работа в неудобной позе, перемещение внутри здания либо на открытой местности или вверх-вниз. Этот фактор влияет на грузчиков, электриков, курьеров и многих других.
  5. Напряжённость рабочего процесса – имеется в виду сосредоточенность, необходимая диспетчерам, операторам различного оборудования, а также при управлении транспортом, работе с оптикой (например, с микроскопом), активном использовании голосового аппарата (учителя, певцы и т.д.).

Заполняя опросники, нужно учитывать факторы, перечисленные в п. 5 Особенностей (оборудование, материалы, результаты предыдущих исследований, случаи травматизма и т. д.).

Поручите кадровый учёт профессионалам 1С

Шаг 4. Оцените результаты

Предположим, опасность на РМ не выявлена, то есть в опроснике все ответы «нет». Условия труда считаются допустимыми.

Если хотя бы на один вопрос дан ответ «да», это значит, что могут иметь место факторы риска. В таком случае включаются общие правила, то есть придётся проводить СОУТ конкретного РМ в обычном порядке. Для этого необходимо привлечь аккредитованную организацию.

Результаты оценки должна утвердить комиссия.

Шаг 5. Ознакомьте персонал с итогами СОУТ

У вас есть 30 календарных дней, чтобы ознакомить работников с результатами идентификации факторов риска на их рабочих местах. Каждый должен поставить свою подпись.

Шаг 6. Оформите и подайте декларацию

Если факторы риска на РМ не обнаружены, оформите декларацию соответствия по форме из приложения № 2 к Особенностям. Она подаётся в территориальную ГИТ в течение 30 рабочих дней с момента утверждения проверочных листов. Их оригиналы или заверенные копии включите в состав документов. Отправить всё можно в бумажном или электронном виде.

Трудовая инспекция сама внесёт декларацию в специальный реестр и передаст сведения во ФГИС СОУТ.

Сроки и периодичность

Если в результате проведения СОУТ по упрощённой процедуре не выявлены факторы риска, и работодатель подал декларацию, то она действует бессрочно. Проводить повторно СОУТ не нужно, если не меняются условия труда.

Внеплановая СОУТ должна быть проведена в случаях, установленных законодательством, например:

  • когда меняются технологически процессы или состав материалов, которые могут усиливать уровень воздействия факторов риска;
  • если произошёл несчастный случай или кто-то из членов коллектива получил профзаболевание;
  • по предписанию инспектора по труду.

СОУТ при подобных обстоятельствах проводится в течение 12 месяцев с даты их наступления.

Если при проведении идентификации установлены факторы риска и проведена обычная СОУТ, то в дальнейшем её проводят с периодичностью 1 раз в 5 лет.

Новые компании проводят спецоценку в течение 12 месяцев с даты образования РМ. Тот же срок установлен и для новых рабочих мест, организованных действующими работодателями.

Подведём итоги

Мы рассказали о специальной оценке условий труда. Её проводят все работодатели, но процедура различается для микробизнеса из «безопасных» отраслей и всех остальных.

Упрощённый порядок позволяет микропредприятиям сократить затраты времени и ресурсов на проведение полной оценки. Работодатель и представитель работников отвечают на вопросы проверочных листов по каждому РМ. Если все ответы «нет», можно подать декларацию и забыть про СОУТ. По крайней мере на время, в течение которого условия труда не поменяются.

Если хотя бы один ответ будет утвердительным, то придётся привлекать специалистов и проводить специальную оценку условий труда в соответствии с обычной процедурой.

Расчёт зарплаты и кадровый учёт

Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы даете согласие на обработку своих персональных данных. Если у Вас возникли проблемы с оставлением заявки, напишите нам, пожалуйста, на support@regberry.ru.