Закон о защите прав потребителей станет строже к бизнесу и самозанятым

Дата: 01.03.2021

На портале правовых актов началось общественное обсуждение поправок в закон о защите прав потребителей.

На продавцов товаров/услуг, у которых нет гарантийного срока, будет возложена новая обязанность. Чтобы не нести ответственности за выявленные недостатки, им придётся доказать, что они возникли после передачи покупки потребителю. Сейчас бремя доказательства возложено на покупателя.

При этом ответственность за качество товара, у которого есть гарантийный срок, несёт продавец – если он не докажет, что покупатель сам виноват в неисправности. Такой же подход будет применяться и к товарам (а также услугам), в отношении которых не установлен гарантийный срок.

Некоторые из поправок касаются самозанятых лиц. В упомянутом законе в качестве субъектов, которые несут ответственность перед покупателями, фигурируют только компании и предприниматели. Тогда как уже с 2019 года продавать гражданам товары собственного производства или оказывать услуги (выполнять работы) могут ещё и самозанятые лица.

Получается, что формально закон о защите прав потребителей на самостоятельно работающих граждан не распространяется. Поправки предлагают эту ситуацию изменить. Сделки с самозанятыми, а точнее с лицами, осуществляющими отдельные виды деятельности без регистрации ИП, также попадут под действие упомянутого закона.

Самозанятый может выступать не только в роли продавца услуг или товаров, но и в роли покупателя. Защищаются ли его права данным законом? Авторы поправок считают так:

  • если гражданин покупает что-то для личных целей, то эта покупка должна попадать в зону действия закона;
  • если товар или услуга предназначается для деятельности, которая приносит профессиональный доход, то закон о правах потребителей тут не действует.

Подпишитесь на рассылку

Чистая польза — без воды: только анонсы новых статей и никакого спама. С нами вы не пропустите изменения в законодательстве и бизнес-сообществе.

Создать документы и начать бизнес