Трудовые книжки: отмена старых норм и переход на электронный формат

Дата: 15.01.2021

В Пенсионном фонде подсчитали, что 60% граждан пока отдали предпочтение бумажным трудовым книжкам. Эксперты объясняют это недоверием к электронным системам и сомнением в их надёжности. Работники считают, что данные о стаже в цифровом формате могут быть безвозвратно утеряны. Между тем пока информационные системы ПФР не давали серьёзных сбоев.

Электронный вариант ТК имеет весомые преимущества перед традиционными бумажными книжками:

  1. Мгновенный доступ к информации. Гражданин всегда может проконтролировать сведения о своем стаже, переданные работодателем в систему ПФР.
  2. Возможность дистанционного взаимодействия. Оформить пенсию и социальные выплаты можно без посещения госорганов, поскольку все нужные сведения будут получены посредством обмена данными информационных систем. Трудоустроиться также можно дистанционно, направив работодателю по электронной почте форму СТД-ПФР или СТД-Р.

Граждане, которые пока предпочли традиционные ТК, смогут в любое время перейти на электронный вариант. А вот возврат к бумажному виду невозможен. Более того, трудовые книжки лиц, впервые устроившихся на работу в 2021 году, будут вестись исключительно в цифровом формате.

Между тем Минтруд подготовил приказ, который отменяет устаревшие нормы, регулирующие учет бумажных ТК. В частности, работодателю не нужно будет:

  • вести книги по учету бланков трудовых книжек, вкладышей в них, а также их оборота (пока их требуется вести по определённым правилам и пломбировать либо скреплять сургучной печатью);
  • при первом трудоустройстве оформлять ТК в присутствии работника;
  • вносить в книжку записи об общем стаже;
  • при расторжении трудового договора заверять подписью работника все записи, которые данный работодатель внёс в его ТК;
  • с каждой вносимой в книжку записью знакомить работника под подпись в личной карточке.

Подпишитесь на рассылку

Чистая польза — без воды: только анонсы новых статей и никакого спама. С нами вы не пропустите изменения в законодательстве и бизнес-сообществе.

Создать документы и начать бизнес