Ограничения, связанные с распространением коронавируса COVID-19, постепенно снимаются по всей стране. Как российскому малому и среднему бизнесу удалось пережить этот непростой период?
Ответ на этот вопрос даёт исследование, которое было проведено сервисом «МойСклад». Респондентами стали организации и предприниматели из сфер розничной / оптовой торговли, в том числе интернет-магазины, а также некрупные производственные предприятия. Более 2/3 опрошенных бизнес-субъектов совсем небольшие – количество их работников не превышает пяти человек.
До наступления кризиса популярность различных каналов продаж была такова:
- точки розничных продаж – 61,9%;
- онлайн-магазины – 42,6%;
- социальные сети – 38,3%;
- оптовые продажи – 32,1%;
- реализация через маркетплейсы – 11%.
Когда ввели вирусные ограничения, пришлось менять подход к работе. Однако 46,5% опрошенных МСП это не коснулось – они работали так же, как и прежде. Вторая половина внесла в свою деятельность такие коррективы:
- закрыли розничные магазины – 23,1%;
- стали заниматься реализацией через социальные сети – 21,8%;
- уволили часть сотрудников – 16,4%;
- стали торговать через интернет-магазины – 12,1%;
- вышли на маркетплейсы – 8,7%;
- расширили список товаров (новые ниши) – 7,4%;
- закрылись – 4,7%.
При этом около трети респондентов отметили, что ни один из каналов реализации не отличался эффективностью. Интернет-магазины в качестве лучшего способа продаж назвали 17%, социальные сети – 13,9%. Розница с показателем 17,2% снова заняла первое место, хотя отрыв от онлайн-магазинов минимален.
Более трети опрошенных (38%) не обращались за помощью к государству, равно как и не просили отсрочки у контрагентов. Чуть меньше (35%) рассчитывали на снижение или отсрочку по арендным платежам за торговые площади. И около 70% из обратившихся этого удалось добиться. Четверть респондентов обратились за зарплатными субсидиями, но получили их также лишь 70% заявителей. А вот беспроцентные кредиты смогли получить менее трети респондентов.
В первую неделю апреля по сравнению с мартом текущего года работу продолжила лишь треть магазинов, а их выручка сократилась более, чем наполовину. Однако уже в июле 20% опрошенных вышли в плюс, а еще 12% – на докризисный уровень. При этом у половины респондентов объём выручки снизился более, чем на 20%.
Период самоизоляции стал тяжелым испытанием для торговли, но гораздо больше пострадал ресторанный бизнес. Впервые с 2017 года оборот этого сегмента упал, причём существенно – почти на 24% в первом полугодии и на 49% – во втором. Такие данные приводит Росстат.
А согласно опросу «Ъ FM», проведённому среди рестораторов, почти 15% заведений не смогут оправиться от кризиса раньше, чем через год. И то лишь при условии, что новой волны коронавируса не будет. Причина таких явлений – в сокращении рабочих мест, уровня доходов и, как следствие, в снижении покупательной способности населения.